Чем плетут кружева

Чем плетут кружева

Кружево — это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других). Безусловно, кружево — выдающееся явление русской народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать» — им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Кружевная салфетка. Н.А. Ларионова

Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий.

Содержание

Возникновение кружева

Когда же зародилось кружевоплетение? Находки костяных иголок относятся к эпохе позднего палеолита, а челноки для плетения и коклюшки встречаются при раскопках на территориях Египта, Китая, России и других государств. Самым древним вязальным инструментом являются спицы. Первые челноки были придуманы рыбаками для плетения сетей. Существует мнение, что о кружеве, как элементе одежды, упоминается в Ветхом Завете. Кружева находили среди коптских изделий (V век до н.э.). Древний Восток первым признал эстетическую ценность кружева и стал использовать его в качестве украшения. В Европе кружево получило распространение c конца X века. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться Родиной кружева. Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен».

Вязание крючком. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Первое упоминание о кружевах в России содержится в Ипатиевской летописи: летописец сообщает о событии, произошедшим в 1252 году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким (1201, по др. данным 1204-1264 гг.); и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами. В России уже в XII веке славился кружевами город Торжок Тверской губернии. В XVII-XVIII веках широкое распространение в России получило сложное изысканное кружевное шитье. Узоры из серебра и золота на придворных парадных костюмах русской знати изумили британского посла Чарльза Хэнбери-Уильямса (1708-1759 гг.), посетившего Россию в 1755 году. Он был знаком со многими царскими дворами, но такой ослепительной роскоши и изобилия золотого и серебряного кружева не видел нигде. Об этом свидетельствует его отзыв «О путешествии в Россию». Вышитые иголкой и металлическими нитками кружевные сюжеты можно было сравнить с шедеврами художников-графиков. Причем у каждого мастера был свой, только ему присущий почерк. Но кружевные шедевры легко было подделать. Во всем мире кружево признавалось одним из видов декоративно-прикладного искусства.

Русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.

Роль ниток в создании кружевных изделий

Огромную роль в создании кружевного изделия играют нитки. Золотые и серебряные появились намного раньше, чем льняные, канитель, сканье, трунцал, нитки из агавы и алоэ, крапивы и каучука, хлопка, мулине и другие. Часто золото заменялось вызолоченным серебром. Существовало поверье, что от прикосновения женских рук золотая нить тускнеет, поэтому с золотыми нитями когда-то работали только мужчины. Женщинам приходилось работать с нитями из более дешевых и простых материалов. В создании кружева большая роль отводится именно шелковым нитям, но кроме этого существуют нити из пуха камыша и из человеческого волоса. В настоящее время для окрашивания нитей используются химические красители. В старину же красили природными красителями, такими как березовые листья, еловые шишки, шелуха лука, листья брусники, щавель, корень ольхи, болотная руда и другие.

Кружевные изделия

Во все времена создание народной одежды зависело от умения мастериц, от их фантазии, от национальных особенностей и жизненного пространства их создателей. Особым изяществом при оформлении народных одежд отличались тонкие линейно-графические узоры. Кружевом украшались различные элементы одежды. При украшении головных уборов у мастериц были свои секреты. Важны были символы и особые знаки отличия, подтверждающие сан владельца, а порой и национальную принадлежность. Например, кружевные короны, венцы, шляпы, шишаки, сороки, кокошники создавались в разных техниках и украшались золотом, жемчугом. С древних времен известен кружевной веер-опахало. Первыми веерами считались плоские листы из бумаги, поначалу они не складывались. В России веер являлся принадлежностью быта.

Веер. Игольное кружево. Коллекция А.И. Юкш-Меос

В старину все женщины от княжны до крестьянки должны были уметь создавать узорные пояса-обереги. Кружевной или тканый пояс являлся обязательной принадлежностью приданого невесты и служил главным оберегом, как для мужчин, так и для женщин. Ходить без пояса, а особенно молиться без него считалось неприличным. Узор на кружевных поясах состоял из переплетения разноцветных нитей, чаще всего семи цветов, т.к. семь — число особенное, имеется в виду семь оберегов (от сглаза, от пожара, от измены, от бедности, от болезней, от войн и от природных бедствий).

Кружева на платочках свидетельствовали о творческой индивидуальности и умениях рукодельниц. Простые крестьянки и знатные дамы сами создавали предметы своего туалета. У каждой был свой неповторимый узор. Сейчас утрачены традиции украшать платочки монограммами городов, местами проживания, семейными метками и знаками отдельных персон или тематическими событиями.

Накрахмаленный кружевной воротник был в почете во всем времена. Обувь, перчатки, украшенные кружевами, с давних пор дополняли одежду и подчеркивали социальное положение или религиозную принадлежность человека. Когда-то обязательным аксессуаром для дамских нарядов служили кружевные сумочки.

Полотенца обязательно украшались кружевами. Именно кружевные оплеты и вышивки сообщали, к какому событию готовилось то или иное полотенце. В приданом к свадьбе, как правило, было семь полотенец, которые были созданы руками невесты. Первое полотенце дарилось через сватов жениху в знак согласия на брак и называлось посылальным. Края такого полотенца шились иглой или обвязывались крючком по строгому геометрическому орнаменту.

Посылальное полотенце. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Второе полотенце — рукопятное или рукобитное, невеста его дарила сватам в случае окончательного согласия на венчание. Края полотенца имели широкие кружевные оплеты. Третье полотенце — короткое, парное. Украшалось традиционными узорами трилистников, цветами, птицами. Вместе с четвертым — подарочным полотенцем дарилась вышитая рубаха, кисет и пояс-оберег, полотенца для родственников жениха и сватов. Пятое — зеркальное украшалась традиционными мотивами, а также бабочками, зайцами. Шестое полотенце — для дорогого и почетного гостя. Седьмое — венчальное было длинным, символизируя долгую дорогу к счастью для будущей семьи. По краям его украшали кружевом в нескольких техниках. В узоре присутствовали цветы, фигурки птиц.

Край венчального полотенца. Коллекция А.И. Юкш-Меос

В дохристианские времена кружевные узоры зачастую несли в себе важную информацию. Например, беременные женщины создавали оберег. Зачастую в нем присутствовали кресты. При рождении ребенка в узор креста продевалась красная нить или тесьма. В дальнейшем этой красной нитью перевязывали больные места и ранки. Кружевные изделия подтверждают, что человеческой природе свойственно стремление украшать не только культовые места, но и свой быт и одежду.

Виды полотенец: 1.В дар свекрови. 2. Пасхальное. 3 (в середине). Свадебное. 4.Наиконное. 5. Рукобитное. Коллекция А.И. Юкш-Меос Оберег на рождение ребенка. Филейное кружево. Коллекция А.И. Юкш-Меос Оберег «Мир вашему дому». Коллекция А.И. Юкш-Меос

Техники кружева

Существует великое множество техник создания кружевных изделий: вязание крючком (кружева, выполненные в технике вязания крючком, являются самыми распространенными в мире); вязание на спицах (существует несколько приемов такого вязания: витковый ряд, вязание веревочкой, прутиком, розочкой и другие); плетение коклюшками (особенность плетеного кружева заключается в виртуозности рисунков и многообразии географических названий, например: валансьен, брабант, малин, вологодское, елецкое, рязанское, орловское, торжокско-тверское, калязинское или монастырское. Лучшими плетеями были послушницы в монастырях, их узоры отличались трогательной наивностью и аккуратностью); филе по сетке (для этого кружева характерно слияние четких линий узора и грунта. Филейное кружево отличается простым ритмическим рядом ажурной сетки, украшенной легкой сквозной узорочью в виде мелких цветочков или петлевых горошинок); макраме (узелковое кружево); фриволите (плетение челноками); мережка (игольное кружево. Служило украшением ритуальных одеяний. Мережки бывают узловые и штопанные, переплетенные в столбик или в раскол); чипке (классическое игольное кружево), вышивка по тюлю (плетение с помощью нитки и иглы тончайшей сеточки — фона для различных узоров) и другие.

Читайте также:  Phard цвет перевод

1. Кружево из тесьмы. 2. Вязание крючком-тамбурное. 3. Специальная техника. Коллекция А.И. Юкш-Меос 1.Вязание на спицах. 2.Плетение на коклюшках. Коллекция А.И. Юкш-Меос 1. Шитье иглой. 2. Вязание крючком. 3. Шитье иглой. 4. Шитье иглой. 5. Шитье иглой по тюлевой основе. 6. Филе-настил по сетке. Коллекция А.И. Юкш-Меос Макраме. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Кружевные символы

В кружевных изделиях изображались определенные рисунки — символы, которые имели для человека важное значение. В истории человечества древний солярный или солнечный символ почитали уже с каменного века. Культовая солярная символика зафиксирована в древнеевропейской, древнеперсидской, эгейской культурах, у народов Юго-Восточной Азии, на Алтае и в Тибете. В кружевном творчестве символ обладает неисчерпаемой многозначностью. Люди с помощью знаков и символов, иногда и целых сюжетных полотен сообщали разного рода сведения. Символы в кружевах помогали определять бытующие в народе приметы и поверья. Огромное количество толкований из славянской символики переместились в другие культуры. Например, простые гребенчатые ромбы, квадраты. Ромб — знак солнца, неба и земли. В кружевах у этого знака огромное количество вариаций. Можно, например, увидеть птиц с ромбовидной формой хвоста, причем в два ряда, т.е. земной и небесный. Очень распространен мотив дерева. Например, кружевные узоры у северян заполнены листьями ясеня. Дерево жизни, как культ, у многих народов существует и по сей день. Листья дубовые, кленовые, листья инжира, виноградной лозы изобилуют в кружевах. Например, листья винограда или инжира несут в себе пожелания счастья и благополучия жениху и невесте. Орел — символ власти и пожеланий на удачную охоту, хотя у древних славян толковался как символ небесного огня. Баба — объект культового поклонения земле, тайна зарождения новой жизни, к которой причастна женщина. Она воспринималась как некая божественная сила, отождествлявшаяся с тайной плодоносящей земли. Очень важную роль на рисунке играли руки, их положение. Руки, поднятые вверх, значили торжество в доме, обычно к свадьбе, а опущенные руки, если рядом нет креста, означали покой в доме. Еще один мотив — олень. Олень — знак звездного неба, удачного брака, обильной жизни. Изображение оленя всегда присутствовало на одном из ритуальных подарков жениха невесте — на прялках, шкатулках. В кружеве изображение оленей чаще всего можно видеть на отделках полотенец вместе с изображением птиц, деревьев, людей. В кружевах часто встречаются изображения синкретических существ, например, грифона — символа соединения неба с землей; крылатого кентавра; человека-лебедя — символа покровительства поэзии и музы истории.

Лабиринт, двуглавый орел. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Значение некоторых символов в кружевах

  • Сердце — символ добродетели. Часто встречается в свадебных кружевных узорах, в ритуальных свадебных оберегах и полотенцах, подзорах.
  • Венок — символ доброго существования. Им украшали жертвенное животное. Встречается на кружевных украшениях, шкатулках, сумках.
  • Зонт — символ защиты от эпилепсии и головной боли. Довольно часто встречается в кружевных узорах.
  • Ключ — символ вечной важности. В древности был эмблемой молчания, тайной для непосвященных.
  • Ладья — великое светило, солнце. Это изображение присутствует в кружевах на ритуальных полотенцах. Ладья, крест и кони изображались на погребальных полотенцах.
  • Лестница — символ, который скрывает в себе тайны, понятные посвященным.
  • Мельница — символ пожелания богатства. Встречается на кружевных сувенирах.
  • Дракон или змея — символ мифических чудовищ, либо оккультные силы и мудрость.
  • Единорог — символ девственной чистоты и целомудрия, романтической любви и возвышенных устремлений, воплощение добродетели, силы и победы. Единороги изображаются на краях полотенец, на наволочках.
  • Финист — ясный сокол, птица-воин. Провожая мужей на войну, этим символом женщины украшали кисеты, пояса, рубахи.
  • Крест — символ защиты, знак верности и торжества закона.
  • Колесо — символ победы.
  • Круг — символ бесконечности, единства.
  • Вишня — символ Христа, богатства, здоровья. Этим узором украшали скатерти.
  • Клевер-трилистник — символ единства души, духа, жизни. В христианском учении соответствует догмату о Святой Троице. Встречается на полотенцах, фартуках.
  • Лилия — символ любви и плодородия.
  • Лотос — символ чистоты, творческой энергии и целомудрия.
  • Репейник — символ мученичества и исцеления.
  • Роза — символ совершенства, любви.
  • Тюльпан — символ величия и достоинства. В кружевных узорах этот цветок изображается как оберег на совершеннолетие юношам.

Тюльпаны. Коллекция А.И. Юкш-Меос

  • Фиалка — символ смирения и справедливости. Встречается на кружевах ритуального характера.
  • Аист — символ весны и начала новой жизни.
  • Бабочка — символ рождающейся красоты.
  • Баран — символ энергии размножения. Встречается на свадебных полотенцах, подзорах и сувенирах.
  • Барс — символ защиты жениха от злых сил. Кружевные барсы украшали кисеты, пояса женихов и воинов.
  • Жук — символ жизни.
  • Заяц — символ деторождения и благополучия. Обычно изображались на свадебных полотенцах и сувенирах на именины.
  • Козел — символ силы и защиты.
  • Козерог — символ добродетели.
  • Корова — символ добродетели.
  • Крокодил — символ беды, опасности.
  • Лев — символ защиты, мудрости, милосердия.

Лев. Коллекция А.И. Юкш-Меос

  • Лягушка — символ благополучия семья. Обычно встречается на кошельках, мешках.
  • Павлин — символ мудрости. Главный оберег для женщин.
  • Петух — символ солнца, утра и духовного возрождения. Кружевные петухи украшали одежду, полотенца, дарились женихам в качестве оберегов.
  • Рыба — символ воды.
  • Черепаха — символ здоровья, покоя и мудрости.
  • Булава — символ власти, боевое оружие. Встречается на мужских рубахах, кисетах.

Салфетка-оберег для дома. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Классические кружевные изделия в настоящее время — явление редкое. Традиция их создания постепенно исчезает. Уже в конце XIX века появилась имитация кружева. Даже модная одежда от кутюрье стала украшаться кружевными элементами машинного производства. Теперь знаменитые некогда кружева можно встретить в музеях или в частных коллекциях, где их берегут как произведение искусства.

Когда произносят слово «вологодское», чаще всего возникает ассоциация с кружевом. И это вовсе не случайность. Вологодское кружево для настоящих ценителей роскоши означает изящество и красоту, и все благодаря ажурному воздушному узору, который рождается в руках настоящих рукодельниц.

Что такое вологодское кружево

Вологодским называется разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках. Готовое кружево четко можно разделить на основной узор и фон. Основной орнамент (контур) выполняют крупным, делая его плавной формы. Линию ведут непрерывно ровную по ширине на всем кружеве.

Изделие из вологодского кружева

Для изготовления потребуется:

  • подушка-валик;
  • коклюшки (можжевеловые или березовые);
  • булавки;
  • сколок.

Процесс плетения

К сведению! Происхождением слово «кружево» обязано глаголам «окружать» и «украшать». Украшали нарядным орнаментом края одежды (например, круглые воротники) или другого изделия. Для плетения используют большое количество нитей, иногда до 100 одновременно. Чаще всего это лен, хлопок, но бывают и уникальные изделия, в которых переплетены шелковые золотые и серебряные нити.

Украшают не только одежду, еще и постельное и столовое белье, дамские сумочки, а также шарфы, броши и косынки. Современные модницы украшают им даже валенки.

История искусства

Есть версия, что центрами кружевного искусства были Италия и Фландрия, и именно оттуда оно попало в остальные страны. Плетением на Руси издавна занимались женщины всех сословий: знатные дамы и простолюдинки плели ажурные узоры. Первые упоминания о кружевоплетении в России относятся к 16-17 в., но только после 1820 г. оно приобрело характер художественного промысла.

Почему именно в Вологде было отмечено возникновение этого народного промысла? Скорее всего причиной стало развитое льняное хозяйство в этих местах, поэтому местные мастерицы не испытывали трудностей в наличии материала. Кроме того, через эти районы проходили торговые пути, благодаря чему и получило ремесло из Европы такую известность.

Именно около Вологды в 1820 г. появилась первая фабрика, выпускающая кружево. На ней работали тысячи работниц — крепостных девушек. Позднее фабрики стали появляться в каждом уезде губернии. Эти фабрики стали основными поставщиками кружева в столицу страны Санкт-Петербург и Москву.

При этом для каждого уезда были характерны свои особенные узоры и способы плетения. В середине 19 в. А. Ф. Брянцева со своей дочерью Софьей создали свой особый кружевной вологодский узор, уникальный по орнаменту и рисунку. Впоследствии они научили этому ремеслу несколько сотен человек.

Обратите внимание! Самый расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Кружевницы закупали себе необходимые инструменты для работы, это было относительно недорого. Зарабатывали они до 20 дореволюционных руб. в год, но и работали, не поднимая головы, до 16 ч. в сутки. Обучение девушек начинали с пяти лет. Появлялись целые династии мастериц кружевниц.

Вологодские кружева получили международные награды:

  • золотая медаль на Парижской выставке декоративных искусств в 1925 г.;
  • гран-при в Париже в 1937 г.;
  • золотая медаль в Брюсселе в 1958 г.
Читайте также:  Стиль new look в одежде

В 1960 г. основано Вологодское кружевное объединение «Снежинка», ведущим художникам которого в 1968 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Репина.

В 2010 г. на родине кружева в г. Вологда основан Музей кружева, который разместился в историческом здании 19 в. Экспозиция включает в себя выставочные залы, кружевное кафе, учебный класс, в котором обучают мастерству кружевоплетения. На втором этаже расположено восемь залов, в которых в хронологическом порядке представлена история появления знаменитого кружева.

Музей в г. Вологда

Типы сколочного кружева

Для создания вологодского кружева нужно разработать сколок — схему или трафарет узора, которое называется сколочным. По технологии создания бывает двух типов:

  • парное — самое сложное. Для него основной узор и фон плетутся одновременно, парой, позволяя получать длинные полосы кружев, которые затем отмеряли и разрезали. При создании кружева такого типа число коклюшек достигает до 300 пар;
  • сцепное — основные элементы узора выполняются в виде тесемки, называемой «вилюшкой», а затем соединяются между собой вязальным крючком, образуя решетку. Число пар коклюшек колеблется в среднем от 6 до 12.

Сцепное кружево

Техника плетения

Для создания качественного изделия нужно тщательно и ответственно пройти все стадии создания кружева. Краткий перечень этапов:

  • Самым первым этапом является создание сколка — рисунка будущего изделия. Это очень ответственный процесс, который доверяют только проверенным мастерам своего дела, профессиональным художникам. Рисунок наносится на картон или плотную бумагу точечно с прорисовкой черточек — зигзагов. Бумагу закрепляют на валике. Валик должен быть плотным, чтобы рисунок крепко прилегал, и изделие получалось ровным и красивым. На сколке точками отмечаются места для накалывания булавок.
  • Наматывание нитей (льняных, хлопковых) на коклюшки, при этом они еще и соединяются парами.
  • В отмеченных на сколке местах накалывают булавки. Они располагаются в характерных точках узора, служат каркасом.
  • Когда готовы булавки и нити, мастерица начинает перебрасывать в руках коклюшки с нитями, тем самым оплетая булавки.
  • По мере выполнения рисунка булавки переставляют в другое место.

Сколок для кружевоплетения

Важно! Квалификация мастера должна быть такой, чтобы при взгляде на рисунок (сколок) как на план будущих работ она сразу понимала, сколько потребуется коклюшек, какие техники плетения необходимо применить, будет ли местное утолщение нити. Такой вот инженерный подход необходим для создания уникального узора.

Элементы узора

Самый главный узор вологодского кружева — снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.

Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.

Салфетка с узором из дубовых листочков

Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.

Кружевная царевна-лебедь

Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.

Кружевная кошка

Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) — все, что окружает человека, становится узором.

Кружевной трактор

В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.

Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.

Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.

Сколок бабочки, выполненный своими руками

Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!

Пение коклюшек запоминается надолго. Оно похоже на журчание и переливы тонкой струйки воды.

Перед кружевницами в лукошках лежат толстые короткие валики, обтянутые белой тканью. От валиков веером тянутся нитки с подвешенными деревянными палочками. Женщины ловко, быстро перекладывают палочки из одной руки в другую, и они, соприкасаясь, звонко постукивают.

Валик — «подушка» — туго набит сеном, а сверху на нём лежит «сколок» — бумажная прорисовка будущего изделия — контур узора. В определенные точки сколка мастерица вкалывает булавки с маленькими головками, чтобы ими удерживать нитки и направлять движение узора.

Сплетённое кружево стоит снять со сколка — окажется ажурным, прозрачным. На воздушной решётке фона орнамент — цветы, деревья, причудливые завитки, ромбы или круги. Узор иногда плавно перетекает в фон, словно растворяясь в нём.

Всё богатство кружева складывается только из четырёх элементов. Ровная лента вьётся непрерывной волнистой линией — «полотнянка». Её изгибы соединяются тонкими шнурочками— «плетёшками», они образуют узорную решётку. Среди ячеек решётки мерцают маленькие плотные зёрнышки — «насновки». Некоторые детали выполняются совсем лёгким ажуром — «сеткой». В кружеве нет ни одной лишней нити.

В деревенском доме над столом вокруг зеркала висят полотенца с ажурными концами. Кружево на оконных занавесках просвечивает солнечными лучами. Особенно богато украшена кровать. Из-под кружевного покрывала спускается подзор — широкий край, пришитый к полосе ткани; на высокую пирамиду подушек наброшена накидка, а на самой маленькой подушке — кружевная наволочка.

Немало кружев найдётся и в сундуках. Их запасали смолоду, готовя приданое к свадьбе: 30—40 полотенец, чтобы дарить родне простыни, рубахи, целые рулоны мерного кружева.

Кружево привычно ассоциируется с инеем, морозом.

«Идёт зима, сыплет снег свою пряжу, на еловых иголочках кружево плетёт. » — так образно говорят о зимней поре, и кружево представляется белоснежным, холодным, с кристально-строгими узорами. Но оно может передать и аромат лета, приволье широких лугов, поросших полевыми цветами. Ведь в прошлом кружевницы лето и осень работали на полях и огородах, кружево плели зимой, ловя скупой свет сумрачного дня или горящей лучины. Долгими зимними вечерами они вспоминали летнее тепло, лесные поляны в цветах и ягодах, и из этих воспоминаний рождались узоры, в которых раскрывалась красота родного края.

И. Журавлева

Мастерица

У меня терпенья много,

А работа нелегка:

Два шелковых платка.

Первый я закончила

— На нем наш синий пруд,

Утки по воде плывут.

На втором я вышиваю

И иголка, словно рыбка,

По платку сама плывет.

Воздушные паутинки

Ю. Карпова

Вологда. Во-ло-гда (слово какое певучее!) — лесной край с го­лубыми озёрами.

Ещё хорошо сохранились здесь дома с террасами из еловых брёвен, окрашенные временем в густой коричневатый цвет. Магические коньки смотрят с крыш. Изящные дымники из прорезного железа сторожат дома.

Безымянные зодчие наря­жали свои дома в узоры, в деревянное кружево. Ниточ­ка этих традиций плетётся из дальней дали, от деда к отцу, от отца к сыну. И каждый вносит своё, сберегая и продолжая мотивы древно­сти.

Сидят маленькие кружевницы. Перед каждой валек — подушка на подставке. К подушке прикреплена бумага с рисунком.

Эти девочки умеют плести вечером косичку из сорока и больше нитей. Чтобы нитки не перепутывались, на концах у них разукрашенное. коклюшки — деревянные па­лочки для наматывания ни­ток. Девочки, как будто иг­раючи, перекидывают коклю­шки из одной руки в другую, и получаются у них «вилюшечки», «плетёшки», «насновки», «паучки», «полотнянки», «сеточки», «решёт­ки»,—так ласково называют вологодские кружевницы элементы, «буквы», из кото­рых потом сложится «сло­во» — кружево.

Плетут, плетут, растёт узор. Потом воткнут в поду­шку булавочку с цветным ша­риком на конце, закрепят узор, снова плетут.

Не умолкая, поют коклюш­ки. Ни перепутать, ни сбить­ся нельзя — узор строгий, красота его в точном повторе­нии узелков и петель. Музы­кальный перезвон стоит в комнате, словно кто-то неви­димый играет на ксилофоне. И в быстром мелькании рук возникает чудо, тончайшие, замысловатого рисунка кру­жева.

Что такое кружева? Ворот­нички? Салфетки? Накидки? Покрывала? А может быть, это музыка? Белые цветы? Сказка березо­вой коры? Или ветки в инее за окном?

Читайте также:  Поздравления с днем рождения маме от снохи

Плетение кружев — заме­чательное народное искусст­во. Оно живет и сегодня. И всегда будут люди пре­клоняться перед красотой. Неважно, в чём она, в ворот­ничке, в накидке, в занавес­ке или в снежном узоре веток за окном.

Д. Димитрова

Сказка о вышивке

– Бабушка, ну что мне делать? Скуч-но-о-о, – тянула девочка.

– Что делать? Возьми-ка повышивай. Я дам тебе нитки и кусочек полотна.

– Ну да! Буду я вышивать! Кто в наше время вышивает, бабушка?

«Чудные дети, – подумала бабушка, – мы-то в наше время старались узор покрасивее придумать и все поглядывали, кто лучше да больше вышьет».

– Хочешь, я расскажу тебе сказку?

Разве есть что-нибудь милее бабушки­ной сказки?! Девочка устроилась поудоб­нее, а бабушка взяла спицы и начатый чулок, села рядом с девочкой на кушетку, надела очки и стала рассказывать:

– Было это давным-давно. Не было тог­да ни фабрик, ни машин, к люди все дела ли своими руками. Сами обжигали глиняные горшки, сами вязали чулки и рукавицы, сами ткали полотно. В те времена жила-была одна вдова. И была у нее дочь которую она очень-очень любила. Однажды зимой, когда другие ребята кувыркались в снегу, девочка лежала больная в своей постельке.

– Мама, а когда расцветут деревья и запоют птицы? – спрашивала она.

Личико девочки было бледным и печаль­ным. и сердце матери сжималось от горя. Но что она могла поделать? Весна была еще так далеко. Ветер все свирепее завы­вал в трубе, засыпая бедную хижину сне­гом. Даже вороны, которые прилетали к ним на порог поклевать крошек, и те куда- то скрылись от холода.

Однажды девочка сказала:

– Милая мама, если завтра утром я не увижу цветущее деревцо, я умру.

Она закрыла глаза и забылась тяжелым сном. Сердце матери обливалось кровью.

Вдруг какая-то мысль пришла ей в голову. Она поставила лампу на стол и подбросила в огонь охапку хвороста. Запылал буйный огонь. Женщина принялась за ра­боту. Сварила в горшочках луковую шелу­ху и какие-то коренья- Она брала тонкую белую пряжу и окунала каждый моток в отдельный горшочек, и пряжа становилась то желтой, то алой, то зеленой. Потом женщина вытащила из сундука кусок бе­лого полотна, села поближе к лампе и сто­ла вышивать.

Когда ночь кончилась и в хижину загля­нул румяный солнечный луч. больная де­вочка открыла глаза и спросила:

– Мама, пришла весна? Где она?

– Вот, – сказала мать, – смотри!

И она показала девочке полотно, на ко­тором вышивала всю ночь.

Девочка приподнялась, и что же она увидела? На полотне сияла совсем еще молодая весна. Цвели деревья, пели пест­рые птицы, распускались цветы, а по зе­леной мураве бегали и смеялись ребята.

Иголкой и нитками мать нарисовала все это, а девочке показалось, что в самом деле пришла весна. Один из вышитых мальчи­ков весело помахал ей рукой.

– Мама, – прошептала девочка, – спа­сибо.

– Она не умерла? – спросила внучка бабушку.

– Нет. Любовь матери спасла её.

– Бабушка, а ты вышивала?

– А как же! Эх, какие узоры вышивала твоя бабушка, какие узоры! Сейчас от­крою сундук и покажу тебе.

Она подошла к большому, расписанному цветами сундуку и стала вынимать из него рубашки, фартуки, платки — все вышитые.

Девочка смотрела и диву давалась. Ка­кие удивительные цветы и птицы! Какие прекрасные рисунки!

– Бабушка, научи меня вышивать!

– Хорошо,— ответила бабушка.

Нинель Кондакова

Кружево

Учительница принесла на урок дюжину струганых палочек с шейкой.

– Как вы думаете, что за палочки? – спросила она учеников.

– Самодельные барабанные, – ответили дети.

– Вот вам тогда и барабан, – сказала учительница и положила на стол небольшую подушку, похожую на бочонок.

Палочки назывались коклюшками. На коклюшках плетут кружева.

Вот как это делается. На подушке-валике располагают листок с рисунком кружева. По узору втыкают булавки. Теперь черёд коклюшек. На них уже намотаны нитки. Коклюшка – и шпулька, и ручка одновременно. Каждые две коклюшки соединены общей нитью. Берут в правую и левую руку по такой паре коклюшек, нити цепляют за булавки.

Перекладывают в ладонях одну коклюшку под другую – нити перевиваются. Перекладывают пары коклюшек из руки в руку – нити переплетаются.

Обыкновенно нужно несколько пар коклюшек. Но бывает, что и несколько десятков, и несколько сотен – смотря какой сложности узор.

Опытная кружевница работает быстро, коклюшки сыплют дробный стук. Выдумщицы подвешивают к ним низку бисера, бусинки, а то и копеечку. Тогда коклюшки щебечут, как птицы, звенят, как весенний ручей. Так веселее.

В музее можно увидеть старинное кружево. Но не древнее. Потому что первые кружевные изделия появились не так давно – в XV веке, в Венеции. Старинное венецианское кружево шили иглой, в швы для упругости вставляли конский волос. Фантастические цветы для изысканного рукоделия рисовали самые известные итальянские художники. Новинка была большой редкостью.

Плести же кружево стали, когда появились металлические булавки с головкой. Новый приём быстро распространился повсюду. Некоторые города и провинции прославились на весь мир именно своим кружевом. Валансьен, малин, брабант, брюссельское – это названия лучших кружев по месту рождения.

Наше кружево тоже ценится во всём мире. Иностранцы называют его «русское кружево». Говорят, что русские мастерицы подсмотрели красоту своего замечательного кружева у художника-мороза. Действительно, кружево у нас – ремесло северное. Но вот непонятно, что с чем лучше теперь сравнивать: узоры мороза – с ажуром кружева или кружево – с рисунком мороза на стекле. Они спорят по красоте.

Красота у кружева особенная, праздничная, можно сказать, царская. Оно и на самом деле довольно долгое время блистало исключительно на пышных дворцовых церемониях и в убранстве храмов. Блистало – в прямом смысле слова, потому что для изготовления кружев тогда употреблялись кручёные золотые и серебряные нити. А для пущей красоты в них вплетали жемчуг, камни-самоцветы, мех. В крепостных мастерских и на мануфактурах искусные мастерицы творили это чудо «на заказ».

Когда же стали пользоваться льняными и хлопчатобумажными нитками, кружево вошло в широкий обиход. Знатное рукоделие оказалось совсем не сложным для освоения. Если в деревне объявлялась хоть одна кружевница, тут же этим ремеслом овладевали в каждом доме.

Обучались, в основном, девочки и девушки. Приходили к владелице секрета с лукошком ягод или жбаном молока – плата за науку. К вечеру хозяйка уже отпускала ученицу работать самостоятельно.

Как говорят кружевницы, всех дел-то: перевить нити, отложить коклюшки.

А войдёшь в избу к такой хозяюшке – на видном месте цветёт кружево – на иконном полотенце, на наволочках, обязательно на подзорах – так называлась широкая кружевная кайма по краю кровати. Девушки загодя готовили себе кружевное приданое – оно прибавляло невесте чести.

Теперь дома наполнились покупным, машинным кружевом.

Но говорить, что пробил час машиной заменить руки кружевницы – неверно. Такое время не наступит никогда.

Разве можно искусственные цветы приравнять к настоящим? Как ни похожи они, как ни удивительны, как ни красивы, в них нет главного – они не живые! Так и кружево. По сравнению с машинным, ручное – живое. Потому что в него вложены душа человека и мастерство его рук.

Человек живёт с мечтой о прекрасном, о красоте. Что такое красота? Словами не выскажешь, а руками сделаешь. Так родилось когда-то кружево. И так рождается всякий раз, когда кружевница садится за работу.

Диву даёшься, какое оно тонкое и филигранное у сегодняшних мастериц-искусниц. Художники придумывают для них всё более замысловатые и сложные узоры. На выставках красуются дорогие кружевные панно – картины из кружев.

И вот ведь что – никому не заказано самому сотворить кружевную красоту. У всех, кто пробовал, получалось.

Кстати, кружева ещё и вяжут – крючком и спицами. На спицах был связан из очень тонкой шерсти такой воздушный кружевной платок, что умещался в скорлупе ореха, а покрывал женскую фигуру с головы до пят! Обвязать кружевом воротничок под силу каждой первокласснице.

Если же девочка не поленится и научится по-настоящему плести кружева, то на выпускном вечере сможет появиться в кружевном платье, и будет царицей бала. А если потом она или другая девушка сплетёт себе кружевной наряд к свадьбе, то даже её внуки будут знать, что она была самой красивой невестой.

Ссылка на основную публикацию
Цветочек крючком для начинающих подробное описание
Как научиться создавать несколько вещей сразу? Давайте я вам расскажу небольшой секрет! Начинать нужно с малого — например, с вязания...
Фото лифчика красного цвета
Красный бюстгальтер считается одним из самых эффектных и сексуальных видов нижнего белья. Такие модели выглядят необыкновенно соблазнительно. Сегодня дизайнеры предлагают...
Фото майорских погон полиции
специализированный магазин спецодежды Расположение знаков различия (звезд) на погонах В ПРОДАЖЕ ЕСТЬ (ГОТОВЫЕ) УКОМПЛЕКТОВАННЫЕ ПОГОНЫ (ПО ПРИКАЗУ №575)! http://voen-forma.ru/product-category/furnitura/pogony/ Размещение...
Цветочки из мастики пошагово для начинающих
Скоро праздник, но средства не позволяют раскошелится и из-за этого праздник рискует быть омрачен? Но всегда к хозяйке придут советы...
Adblock detector