Что такое вежливость для детей

Что такое вежливость для детей

Наталия Горячко
Беседа на уточнение лексического значения «Что такое вежливость»?

Беседа на уточнение лексического значения

«Что такое вежливость

Цели: воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми; уточнение лексического значения слова «вежливость», «обходительность», «предусмотрительность», «тактичность», «заботливость»; учить интонационно выразительно проговаривать вежливые слова.

Ход беседы:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о вежливости. Кто знает, что такое вежливость? (Дети высказывают свои варианты определения «вежливости»).

Слово «вежливость» образовалось давным-давно. Произошло оно от старого слова «ведать». Это слова значили «знать что-то». А было ещё слово «вежа», что значило «знаток, человек, который что-то хорошо знает». И слово вежлив означало «человек, который знает как себя вести». Иными словами, «вежливость» — это умение себя так вести, чтобы другим было приятно с тобой общаться, умение предусмотрительно, внимательно, заботливо, обходительно, тактично относится к другим людям.

Ребята, а что значат слова «тактично», «предусмотрительно», «заботливость»? (Дети по очереди кратко говорят о своих представлениях).

Тактичность произошло от слова «такт», которое значит чувство меры, умение вести себя общепринятым образом. Тактичность – обладание тактом, знание чувство меры.

Быть предусмотрительным значит заранее подумать о чём-либо.

Заботливость – это доброжелательность, внимательное отношение к другим, к их желаниям и состоянию здоровья. Кто может привести примеры заботливости?

Послушайте стихотворение одной девочки:

Я смотрю в окошко,

Где папуля ходит,

А ещё там кошка

Хвост задравши бродит.

Я люблю кыс-кыску,

Им на ужин в миску

Как вы думаете, девочка какая – заботливая или нет? Правильно, заботливая. Она заботится о папе и кошечке.

Ребята, а к кому мы можем обращаться на «ты», а к кому на «вы»? Правильно, взрослым, не знакомым людям мы обращаемся на «вы», а к близким родственникам, друзьям мы обращаемся на «ты».

Когда мы должны вежливо себя вести? С кем мы должны вежливо себя вести? Почему мы должны себя вежливо вести? Давайте теперь подумаем, какие ещё слова мы можем отнести к слову «вежливость»?

Слова приветствия – «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «привет», «рад тебя видеть»

Слова прощания – «до свидания», «до встречи», «всего доброго», «всего хорошего».

«Волшебные» слова – «пожалуйста», «спасибо».

Слова – извинения – «извините», «простите», «прошу прощения».

Все эти слова и есть вежливые слова, которые употребляют в речи вежливые люди. Итак, давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились?

Дети перечисляют слова с примерами их употребления.

Беседа с детьми «Что такое книга? Где живут книги?» Беседа с детьми по теме: Что такое книга? Где живут книги? Описание: знакомство детей с миром книжной культуры и с правилами поведения в.

Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Уважаемые родители, наши дети – наше будущее. И чтобы.

Беседа в средней группе «Что такое вакцинация» В нашей средней группе " Фантазёры" прошла беседа "Что такое вакцинация", которую провела медсестра детского сада Татьяна Борисовна. В.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Правовое воспитание дошкольников. Беседа «Что такое права человека» Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конституции ООН о правах ребенка. Познакомить детей в соответствующей.

Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Действующие.

БЕСЕДА «Что такое вежливость?»

Цели: познакомить воспитанников с понятием «вежливость»; развивать у воспитанников способность отличать хорошие поступки от плохих; вырабатывать навыки поведения в разных этикетных ситуациях.

– Скажите, ребята, как называют человека, который всегда относится к другому внимательно, сердечно, по-доброму? Он какой?

— Такого человека называют вежливым. Любой вежливый человек должен употреблять в своей речи вежливые слова. А какие это вежливые слова, вы узнаете, отгадав вежливые загадки.

Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче. ( Здравствуй ).

Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать. ( Пожалуйста ).

Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить. ( Спасибо ).

Говорить друзьям не лень, улыбаясь. ( Добрый день ).

Друг другу на прощание мы скажем. ( До свидания ).

Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего. ( Извинить ).

Когда виноваты, сказать вы спешите. ( Прошу вас, пожалуйста, извините ).

В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше. ( Не перебивай ).

— Молодцы! А сейчас внимательно послушайте стихотворение «Вежливые слова».

Есть слова на свете
Ну, просто золотые,
Я их перечислю,
Послушайте какие:

здравствуйте, спасибо,
Можно ли войти?
Очень вы спешите?
Могу вас подвезти.

Будьте же здоровы,
Вам могу помочь,
Всем спокойной ночи,
Если, скажем, ночь.

Я прошу прощения,
Доброго пути,
Премного благодарен,
Позвольте мне идти! Ирис Ревю

— Назовите вежливые слова из стихотворения (дети называют).

Вежливый человек не только употребляет в своей речи вежливые слова, но и должен уважительно относиться к другим людям. Уважительное отношение к другим людям – это вежливость . Вежливость произошло от слова «Вежа» и означает «знаток», тот, кто знает правила приличия.

– Сейчас мы определим, какие вы знатоки вежливости.

Игра «Вежливо – невежливо»

Ситуацию нужно оценить хлопками. Если вежливо – 2, невежливо – 1.

Поздороваться при встрече.

Толкнуть и не извиниться.

Помочь поднять упавшую вещь.

Не встать, обращаясь к учителю.

Взять билеты в автобусе.

Не уступить место в транспорте.

Не заметить недовольство мамы.

Брать без очереди что-то в магазине.

Помочь бабушке пройти на другую сторону улицы.

– А сейчас послушайте стихотворение С. Маршака и ответьте на вопрос: о каких вежливых поступках идет речь?

Читайте также:  Хвост фото прическа женская

Ежели вы вежливы.

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею,

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.

Отняв у младших мячик, он их благодарил. «Спасибо», — говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

— О каких вежливых поступках идет речь? (Ответы детей)

— Как же должен вести себя вежливый человек, спросите вы ребята? А я вам отвечу:

Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к людям.

Вежливый человек – это воспитанный человек.

– Оказывается, есть такие люди, которые заучили вежливые слова наизусть, а поступки их совсем не вежливы. Послушайте рассказ В. Морозова. «Неблагодарные».

Они не знали здешних мест и думали: продвигаются к дороге. А лесные заросли становились просто непролазными.

– Теперь как же? Заблудились.

– Без паники! – приказал Сергей и прислушался.

Где-то поблизости тарахтел мотор! Пробрались через заросли, выбежали на глухую просеку. На ней показался грузовик, нагруженный бревнами.

– Товарищ водитель! – Сергей остановил машину. – Нам нужно в деревню Добринево. Вы можете помочь?

– Это можно! – парень за рулем велел всем путешественникам ждать на просеке: отвезу, мол, бревна и прикачу за вами. Не обманул шофер, доставил ребят прямо к деревенской школе на ночлег. На ужин всем захотелось парного молока. Ребята дождались, пока пригнали стадо, и снарядили за молоком Тамару с Галкой. Девочки взяли деньги, ведро и возвратились через полчаса…без денег и молока.

– Упали мы, и все молоко на дорогу, — всхлипывала Галка. – Делайте со мной, что хотите.

А что было делать?

– Молоко на ужин отпадает, только и всего, — успокоил товарищей Сергей.

Он и не предполагал, что Тамару с Галкой могли видеть деревенские ребята. А те и в самом деле видели, как упали девочки. Двое незнакомых мальчишек и девчушка лет семи предстали перед путешественниками, когда скучный ужин подходил к концу.

– Что же вы так, в сухомяточку? – спросила девчушка тоном, каким отчитывают обычно малышей. Поставили гости на школьное крыльцо тяжелый бидон.

– Вот спасибочки! – Сергей тут же сфотографировал «молоконосителей», чтобы память о них была. Ушли путешественники из Добринева через три дня. Ушли по направлению к железной дороге. Деревенские жители догадались об этом, когда увидели сильно помятую рожь. Ржаное поле надо было обходить, а туристы поленились и – прямиком по хлебу. Такое в деревне не посмел бы сделать самый отпетый негодяй.

– А вроде культурный все народ, — говорил озадаченный шофер. – Я ведь их из лесу доставлял. Спасибо хором кричали.

Ребята, которые угощали путешественников молоком, тоже не могли ничего понять:

– Веселые такие туристы. Вежливые.

– В том ли суть – сказал старый деревенский сторож, — чтобы вежливенько улыбаться и говорить «спасибо» за людское добро. Надо, разумеется. Однако, благодарный человек за добро всегда добром платит или хотя бы не пакостит тем, кому обязан радостью или своей удачей! Так то!

Какие вежливые слова произносили ребята?

Почему рассказ называется «Неблагодарные»?

Что бы вы посоветовали ребятам?

Ребята, вежливость должна сочетаться с заботливым, внимательным, уважительным отношением к человеку и его труду.

— А, сейчас , давайте поиграем в игру « Вежливые прятки ». Давайте встанем в кружок. Выберем водящего, который закроет глаза. Один из вас скажет вежливое слово, а водящий постарается узнать по голосу говорившего и т. д.

Игра по методике Монтессори " Извините ".

— Давайте встанем парами — одна за другой, держась за руки, как в игре "Ручеёк". Ведущий проходит между парами, каждый раз останавливаясь и произнося : "Извините", вы должны отпустить руки, пропуская: сказав при этом "Пожалуйста". Ведущий берёт ребёнка из последней пары за руку, а оставшийся без пары начинает игру сначала.

— Садитесь на свои места. Сейчас я хочу проверить, поняли вы или нет, что такое вежливость.

— Я буду читать предложения, а вы должны вставить вежливые слова.

Игра «Вежливые слова» (вставить их хором)

Однажды Вова поехал в театр, в трамвае он сел около окна и с интересом стал рассматривать улицу. Вдруг трамвай остановился, и вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь,…». Женщина очень вежливо поблагодарила Вову: «…». Неожиданно трамвай резко затормозил, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «….»

— Послушайте вежливые загадки и постарайтесь их отгадать.

Щеночек Филя во дворе гулял, Вдруг старичка бульдога повстречал. Прошу вас поскорее отгадать: Кто первым должен «здравствуйте» сказать?

Ответ. Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших.

Вот идет болонка Жулька, Модница, воображулька… А навстречу — кавалер, Симпатичный скотчтерьер. Отгадаете иль нет: Скажет первым кто «привет»?

Ответ. Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин.

— А, вот для вас этикетные задачки .

В выходной день Юра встретил свою воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Юре женщиной. — Здравствуйте, Елена Леонидовна! — закричал Юра. Воспитательница ответила на приветствие Юры, но при этом строго посмотрела на него.

Как вы думаете, ребята, почему? Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?

Ответ. Воспитательница своим строгим взглядом дала понять Юре, что он должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.

Юра стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. — Витька, привет! — изо всех сил закричал Юра.— Где ты пропадал? Как дела.

Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Юры? Разве он невежливо поприветствовал друга?

Ответ. Юре не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.

Воспитатель: По улице идёт старый человек, опираясь на палочку. Часто останавливается, чтобы отдохнуть. Двое мальчиков стали подражать походке старика (сгорбились, стали шаркать ногами, смеяться).

Чтобы вы сказали таким детям? (Кривляться некрасиво, старших передразнивать нельзя, так поступают невоспитанные дети. Нужно уважать старших и пожилых людей.)

Читайте также:  Плащ мужской длинный классический кожаный

Задачка №4. За столом сидит мальчик и играет. Бабушка говорит: «Коля, пора спать. Завтра подниматься в школу». Коля хнычет «Не хочу спать. Я еще немножко поиграю». Бабушка беспокоится и снова напоминает мальчику, что время спать. Коля отмахивается, капризничает и продолжает играть.

Воспитатель: Что вы можете сказать о таком мальчике, как Коля? (Нужно вовремя ложиться спать, слушать всегда старших и не капризничать)

Задачка №5. Прозвенел звонок на большую перемену. Учительница сказала: «Урок окончен». Два мальчика срываются с места, бросаются к двери с криками «Ура».

Воспитатель: О каких правилах вежливости забыли мальчики? Дети отвечают.

— Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, старается не оскорбить окружающих ни словом, ни делом, ни даже взглядом. Бывает так, что на уроке дети шумят, кричат, нарушают дисциплину. Это говорит о том, что они невежливы по отношению к учителю.
— Ребята, запомните: «Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились по отношению к вам». Если вы будете вежливы и добры к людям, то и они ответят вам тем же.

Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: "Спасибо", "Пожалуйста", "Будьте добры"; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи — не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.

Вежливость — важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом "вежа" называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: "Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец".

С чего нужно начинать воспитание вежливости

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с "волшебных" слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово "спасибо", он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их "волшебными" словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

Проблемы при обучении вежливым манерам

Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

  • карапуз не реагирует на замечания взрослых;
  • отмалчивается при попытке заставить его произнести "волшебные" слова;
  • использует в речи ненормативную лексику;
  • капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

С чем это связано?

  1. Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей — трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
  2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей — проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.

Как поступать с детской непосредственностью

При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

  • показ на людей пальцем в общественных местах;
  • высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
  • обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
  • обсуждение домашних дел при посторонних людях;
  • нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую "азбуку вежливости":

"Вежливые" игры

Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: "Накормим куклу", "День рождения мишки", "Магазин", "Купание куклы", "Водитель автобуса", "Путешествие" и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.

  • Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
  • Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
  • Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:
Читайте также:  Заговор от зла

Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки "отвечают" маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (аналогично: это не я. )

У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

"Вежливые" загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче. (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать. (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить. (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь. (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем. (До свидания).
  6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего. (Извинить).
  7. Когда виноваты, сказать вы спешите. (Прошу вас, пожалуйста, извините).
  8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше. (Не перебивай).
  9. Зазеленеет старый пень, когда услышит. (Добрый день).
  10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит. (Привет).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Чтение книг

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки "Два жадных медвежонка", "Морозко", "Вежливый кролик".

Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками. Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака "Урок вежливости", где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка». После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Как проживёшь, так и прослывёшь.

Особенности детской "азбуки вежливости"

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Советы родителям

  • Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.

Ссылка на основную публикацию
Что можно связать из меланжевой пряжи спицами
07 июня 2017, 19:16:34 Все привет.Очень прошу нужно описание модели 9 номер. 26 апреля 2017, 19:47:02 По схеме связать не...
Чем убрать корректор с ткани
Коррекция записей на бумаге с помощью специальной белой замазки позволяет исправить опечатки или ошибки. Благодаря канцелярской жидкости удается сохранить чистоту...
Чем удалить пасту от шариковой ручки
Шариковая ручка прочно вошла в наш обиход. Она удобна в использовании, не требует особого ухода. Но шариковая ручка, как и...
Что можно связать из полиэстера
Несмотря на огромное изобилие одежды самых разнообразных производителей, многие женщины предпочитают шить или вязать одежду самостоятельно или у мастеров. Это...
Adblock detector