Этическое отношение это

Этическое отношение это

Особенности этических отношений

Этические отношения — один из видов межчеловеческих отношений, причем один из основополагающих видов, это ценностные отношения людей одной группы с людьми другой группы или с людьми в широком смысле слова — лицом к лицу или опосредованно. Данный тин отношений реализуется в действиях.

Этические отношения, которые можно охарактеризовать и как человеческие отношения, всегда реализуются в рамках конкретного события. Человек сталкивается с такими отношениями при наличии события или цепи событий, сформированных другими людьми или иными факторами. К тому же, границы событий — начало и конец — настолько скользкие, что в этом пересекающемся потоке можно говорить о событиях только с точки зрения видимых границ, с точки зрения обозначаемых нами дат начала и конца отношений.

С другой стороны, человек, переживающий определенные этические отношения, как сам, так и находящиеся в отношениях с ним другие лица, при двустороннем взаимодействии находятся и в других этических отношениях, и в иных отношениях, отличных по структуре от этических. Эти другие отношения влияют напрямую на жизнь человека, в частности — на его конкретные этические отношения. В процессе событий люди переживают однократные, несравнимые ситуации и процесс переплетения событий, образующих своего рода конвейерную цепь ситуаций в процессе осознания собственной жизни.

Человека может привести к отчаянию запутанность этических отношений, при рассмотрении их структуры обретающих такой вид, который неясен при первом приближении; в обычной жизни они заставляют иногда, если выражаться образно, без веревки карабкаться на неприступную скалу, отправляться в дорогу по пустыне, платить «усыханием» за возможность оставаться человеком. Если ориентироваться только на достоверную информацию, то бесполезно пытаться превращать в объект этические отношения и экспонировать проблемы; возможность жить с потребностью в ценных этических отношениях может восприниматься человеком как мнительность. При этом их запутанность не означает перепутанность, ведь для того, чтобы иметь возможность идти, достаточно бывает найти нужную подсказку.

Я не собираюсь отрицать значимость выбора предметом исследования отношений, которые являются реальностью и создаются реальностью (таких как этические отношения), как не собираюсь отрицать и большую значимость других предметов исследования философов. Единственный ключ в исследовании этических отношений, единственные необходимые для этого данные связаны с действиями лиц при взаимодействии с другими лицами или в конкретных ситуациях. Поле, привлекающее наше внимание, — бесчисленные однократные действия реальных людей, а значит, здесь мы ступаем на тонкий лед. Однако есть источник, который позволяет нам преодолеть нехватку информации и уравновесить опасность: письменные источники — художественная литература. Эти произведения зачастую демонстрируют события в их развитии, обеспечивают возможность для исследователя делать шаги уверенно. И если необходимо обосновать сказанное — опять же литературно-художественные источники прекрасно подходят. Хотя это и непросто, знания об этических отношениях могут быть получены при живом наблюдении за человеком и «прогулкам» по письменным произведениям. Но озеленить, заставить ожить этические отношения; разве это не чудо: изучать двух людей, привыкших ходить по одному канату.

Человек рождается на свет в разных условиях. Часть его оптологических связей базируется на природных и исторических условиях, часть же — на отношениях с другими людьми. Если оставить в стороне необходимые отношения между людьми, которые составляют основу природной структуры человека, то из других отношений часть составляют те, что устанавливаются прямо или косвенно по желанию, а часть — возникающие случайно. Итак, одни — устанавливаются, вторые — появляются неожиданно.

Каждый индивид переживает отношения с другими людьми как человек; какого типа бы эти отношения ни были, он действует как лицо, относящееся к конкретной группе. Этические отношения — это такой тип отношений, который реализуется в действиях индивида, принадлежащего к определенной группе, в отношении других людей. Помимо этого, все другие межчеловеческие отношения — это отношения между людьми, являющимися членами определенных групп. В их основе лежат этические отношения или же эти отношения опираются на этические отношения.

Бекет любит Генриха, любит и Гвендолин. Бекет из Саксонии и является хранителем печати Англии. Генрих из Нормандии и является королем Англии. Нормандцы относятся свысока к саксонцам. Гвендолин — заточенная принцесса. Бекет и Генрих поклялись в дружбе. И Генрих требует у Бекета Гвендолин. Бекет отправляет принцессу ему, потом ждет у изголовья мучающегося ночными кошмарами короля, укрывает его.

Почему Бекет так делает? Потому что он из Саксонии и является хранителем печати? Потому что он друг Генриха? Потому что он любит ГвендолинV

Если посмотреть на эти два типа межчеловеческих отношений, о которых идет речь, поставив человека в центр, то получится, что они находятся близко друг к другу, неразрывны. Однако если посмотреть на их структуру с точки зрения философии и познания, исключительно как на отношения, то получится, что мы столкнулись с двумя разными по своей структуре межчеловеческими отношениями.

Один из этих типов — межчеловеческие и человеческие отношения: такие отношения, как Бекет — Генрих II, Антигона — Поли- ник, Маленький Принц — Лис, доктор Риэ — жители Орана, Раскольников — старуха-процентщица. Другой тип — это независящие от человека (подчеркнем: независящие от человека, а не от людей) отношения, которые создаются или пополняются индивидами как членами группы: гражданин — государство, премьер-министр — министры, президент — парламент, муж — жена, учитель — ученик, управляемый — управитель, работодатель — работник, король — хранитель печати.

Если в центр внимания поставить общество как поле, обладающее особой структурой в историческом процессе, то получится, что отношения этих двух типов, которые относятся к человеку и получили название общественных отношений, — это в самом широком смысле правовые отношения. Эти отношения и отношения между этими отношениями образуют структуру общества.

О каком бы их виде ни шла речь, одна из основных общих особенностей общественных отношений — существование только в качестве отношений; причины появления таких отношений связаны с разнообразием социальных функций. С этой точки зре- [1]

ни я, такие отношения, являющиеся продуктом человеческой деятельности, обладают собственной экзистенциальной структурой и не являются независимыми отношениями. Другими словами, нет существования жены и мужа в отдельности, есть только отношения муж — жена; нет существования руководителя и подчиненного в отдельности, есть только отношения руководитель — подчиненный. Каждые из такого рода отношений, примеры которых еще можно долго приводить, строятся на различных типах права в узком значении. И самое главное, каждый тип отношений, который достоверен в одних границах, очерченных правом, реализуется неповторимо. Потому что каждый человек, муж ли, сотрудник ли, индивидуален, имеет свои общественные связи и действует как лицо, принадлежащее к определенной группе. Если посмотреть на такого рода реальные общественные отношения в жизни и на действия людей, находящихся в этих отношениях, мы увидим, что они открыто или косвенно опираются на этические отношения; если докопаться, рано или поздно мы столкнемся с отдельным человеком — каким-то Ахмедом или Мехмедом [2] .

Несмотря на то, что общественные отношения существуют только в качестве отношений, особенность этических отношений состоит в том, что они являются реальными переживаемыми отношениями, возникают между реальными людьми, которые находятся в отношениях. Люди, переживающие этические отношения, делают это не в понятиях, свойственных устоявшимся общественным отношениям. Этические отношения — это отношения конкретного человека с конкретным человеком или конкретной ситуацией. Эти люди — реальные люди, имеющие свои имена и звания, неповторимые и относящиеся к определенной группе, и ситуация каждый раз определенная, неповторимая: Антигона и Полиник одни, жители Орана и ситуация, с которой сталкивается доктор Риэ, неповторимы.

Наконец, другой ключевой особенностью этических отношений является наличие отношений значимости — незначимое™, ценностных отношений, которые переживаются людьми в конкретной цени событий, образуются за счет действий людей. Вот эти самые действия либо оживляют, либо осушают ценностные миры людей. При этом не в каждых межчеловеческих и человеческих отношениях проявляются этические отношения; большинство человеческих отношений не являются этическими отношениями. В результате определения структуры действий будет несложно увидеть, что

этических ценностей (человеческих ценностей, ценностей отношений между людьми и составляющих их основу других ценностей) в жизни очень мало.

Сами общественные отношения как отношения понятий находятся за пределами ценностей; однако имеются ценностные аспекты в связях действий и людей, формирующих эти отношения или находящихся в них. При этом остается вопрос, являются ли этическими действиями сами события и действия лиц, формирующих события. Это, чаще всего, также должно учитываться при исследовании ситуации. И эта сложность, если и не является большой помехой в исследованиях исключительно с информационной целью (т.е. с целью социологического объяснения события или с целью записать историю события), то является риском при анализе общественных событий или ежедневных происшествий с целью определить правильность действия и понять пути решения проблем. С этой точки зрения настойчиво отстаиваемый «научный подход» к повседневным событиям (не ценностный подход [3] ) не только является сложным видом анализа, но и недостаточным для желающих направлять события в пользу людей, потому что для этого нужно исходить не только из условий реального знания, но и из ценностного подхода.

Структурная разница между этическими отношениями и общественными отношениями может быть описана следующим образом. Этические отношения — это отношения, переживаемые людьми в цепи событий, требующие постоянного соприкосновения и обнаруживающиеся в конкретных исторических реалиях. Между тем общественные отношения — это отношения, которые создаются на основе интересов и имеют только фактическую реальность.

Читайте также:  Мордовский национальный костюм фото мужской и женский

У этой фактической реальности есть два разных вида. Первый — это формирование таких отношений на основе желаний группы, т.е. появление группы, второй же — вхождение человека в готовые общественные отношения, общественную ситуацию. Эти отношения, которые имеют различную событийную реальность и приводят нас к разным проблемам [4] , различаются с точки зрения своей экзистенциальной структуры. Они формируются, очерчивают границы поведения вступающих в них индивидов, сохраняя устойчивость.

У общественных отношений есть своя история [5] . Это — история изменения правовых отношений, переоценки ценностей, которая связана с изменением типа организации общества, изменения в структуре конкретного общества, перехода к новому типу. Все это формирует общественную историю, порожденную событиями.

В свете этой особенности общественных отношений единичность этических отношений выступает как историческая однократность, которая реализуется напрямую и только в цепи событий при постоянном взаимодействии. Однократность этических отношений проистекает из однократности действий, неповторимости и единичности условий, в которых находится человек. Параллели с этим на уровне общественных отношений — события и поведения, которые можно назвать общественными, и коллективные действия [6] . Оценки такого рода событий даются и в социологии, однако социологическое объяснение не проникает в глубину процессов. Каждое действие человека, связанное с его «ролью», в основе своей имеет этические отношения: на протяжении жизни человека все, что он делает, — это действия наряду с событиями, происходящими на заднем плане.

Общественные отношения проявляются как совокупности различных отношений. Эти совокупности формируются при опоре на некоторые принципы. Разные совокупности, построенные на одних принципах, формируют определенный тип общества. Тип построения отношений, которые формируют эту совокупность, в свою очередь, определяет правовой строй в стране. Совокупности, формирующие общественные отношения в определенных местах, в определенное время, в определенных процессах, определяют общественную структуру в стране. Изменение в форме структуры отношений, формирующих такого рода совокупности, определяют общественные изменения, изменение функциональных связей — ликвидация их или становление новых — приводит к созданию другого типа общества.

Когда мы говорим о типе общества, объектом являются реальные, существующие общества; общества, сформированные на основе одинаковых функциональных связей, — при распознании этого единства — относятся к соответствующему типу и в рамках социологии делятся на социально-классовые субъекты. «Тип» — это не «модель» (хотя сегодня под «общественными моделями» часто понимаются «типы общества» и два понятия часто путаются). «Модель» — это совокупность возможностей по созданию общественных отношений или функциональных отношений, совокупность, формирующаяся с опорой на некоторые принципы, связанные с вопросами ценностей. Иными словами, «модели» — это своего рода общественные теории или взгляды в рамках философского подхода к обществу. Они представляют собой взгляды, которые не объясняют происходящее, а стремятся прояснить происходящее в желании изменить сто. При этом, с другой стороны, в качестве модели может браться и существующее положение дел.

Так вот, структурная особенность общественных отношений — наличие меняющихся структур; этические же отношения по структуре своей неизменны — формирующие ее образы жизни и действий человека определяют структурные возможности человека, формы их реализации.

И этические отношения людей с их производными формируют, в свою очередь, реалии человека (мир человека, историю человечества), которые суть общественные реалии. Их взаимопроникновение и взаимовлияние определяют приоритет этических отношений. Было бы полезным учитывать, что этот приоритет этических отношений (т.е. тот факт, что они составляют основу всех человеческих отношений) присутствует везде; где бы и что человек ни делал, обязательно есть этические отношения, все, что он делает, прямо или косвенно связано с вопросами ценностей. В научных исследованиях, в сферах социологии и истории полезно не забывать о человеческом факторе при изучении нескончаемых действий в рамках общественных отношений. Это полезно, хотя изредка может приводить и к негативным последствиям. Полезно учитывать это и при научных исследованиях ситуаций, в которых реализуется человеческий фактор, и исследованиях общественных изменений (например, если в стране имеется законодательно закрепленный принцип «свободы прессы», то прояснится вопрос о несвободных источниках информации и о том, что нужно сделать для изменения ситуации).

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее [2] . Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений [1] .

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует [1] . Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Содержание

Предмет этики [ править | править код ]

Некоторые исследователи отмечают сложности с определением предмета этики как философской дисциплины. В отличие от естественных наук, чей предмет связан с миром природных явлений, что даёт возможность обозначить предмет указанием на объекты реальности, этика и философия предполагают усвоение некоторого минимума философских знаний, чтобы пришло понимание предмета. Обзор истории этических представлений [⇨] позволяет ознакомиться с предметом этики [3] .

Основные проблемы этики [ править | править код ]

  • Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков.
  • Проблема смысла жизни и назначения человека
  • Проблема свободы воли
  • Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья[1]

Классификация этических ценностей [ править | править код ]

Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

  • ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;
  • ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;
  • прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь [4] .

История этики [ править | править код ]

Краткий обзор [ править | править код ]

Выделение этики как особого аспекта философии связано со сделанным софистами (V в. до н. э.) открытием, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. В отличие от природной необходимости, которая всюду одна и та же, законы, обычаи, нравы людей разнообразны и изменчивы. Появилась проблема сопоставления различных законов и нравов с целью выяснить, какие из них лучше. Выбор между установлениями культуры, различающимися у разных народов, а также меняющимися от поколения к поколению, оказался зависимым от их обоснования. Источником их оправдания оказывался разум [3] .

Эта идея была подхвачена и развита Сократом и Платоном [3] .

Этика неотделима от философии уже при самом её возникновении [5] . Этот термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основные добродетели — это умеренность и благоразумие.

Согласно ученику Платона Аристотелю, цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь. «Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики)» [3] .

Исходным пунктом этики являются не принципы, а опыт общественной жизни, поэтому в ней недостижима такая же точность, какая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается «приблизительно и в общих чертах» [3] [6] .

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов [3] .

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики [3] .

В широком значении этика у Аристотеля — наука о полисе (политическая наука), задающая основу для политики и для экономики [3] .

Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», — существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция [7] , встречается в Мишне [8] .

В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.). Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.

Читайте также:  Детские платья сшить самим быстро и просто

Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного Бога, Бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к Богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью. Следует иметь в виду, что классические исследования этики проводились, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом. Преодолеть этот субъективизм стремится аналитическая этика, использующая, в частности, формальную логику для анализа этических высказываний и построения общезначимых этических суждений.

Современное состояние этики [ править | править код ]

  • Современность приводит с одной стороны к релятивизации этики (нигилизм), а с другой стороны — к расширению поля этического: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные эксперименты (биоэтика).
  • На волне феминизма этика получила гендерное истолкование: вместо абстрактной гуманности или человечности (критика которых достигла апогея в постмодернистской концепции «смерти человека») добродетели могут группироваться по оппозиции мужественности и женственности.
  • Альбертом Швейцером выдвинут принцип благоговения перед жизнью, основанный на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди. В своей книге «Культура и этика» А. Швейцер проанализировал историю этики и её состояние в XX веке, а также наметил пути её развития.
  • Тейяр де Шарден в своем труде «Феномен человека» объединяет традиционную этику с теорией эволюции.
  • Развитие медицины и биотехнологий привело к быстрому развитию биоэтики как анализа возникающих при принятии медицинских, судебно-юридических и прочих подобных решений этических затруднений.
  • Логико-математические аспекты морального выбора изучаются в теории игр, пример — дилемма заключённого.

Разделы этики [ править | править код ]

Являясь практической, нравственной философией, описывающей правильное и достойное поведение, этика в то же время является системой знаний о природе и происхождении морали. Это определяет наличие двух основных её функций — нравственно-воспитательной и познавательно-просветительской, поэтому в этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века [9] .

Теоретическая этика [ править | править код ]

Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Существуют научные дисциплины помимо этики, изучающие мораль в составе своей предметной области:

  • Социология и социальная психология занимаются общественными функциями морали, декларируемые ею правила в сравнении с другими общественными явлениями;
  • Психология личности изучает физиологическую основу морали;
  • Логика и лингвистика — язык морали, правила и формы нормативно-этической логики.

Результаты исследований, полученных этими науками, имеющие отношение к сущности, происхождению и функционированию морали и нравственности, использует и обобщает теоретическая этика [9] .

Направление аналитической этики, анализирующее саму этику как научную дисциплину, а также происхождение и значение этических категорий и понятий методами логико-лингвистического анализа [10] . С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины XX века. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Принципы этики». Вопросами о предмете, структуре и назначении этики в словарях, справочниках и учебниках фактически занимается метаэтика [11] .

Нонкогнитивизм, как направление метаэтики, подвергает сомнению когнитивный статус этики, то есть познаваемость этических понятий в связи с их неопределённостью и, соответственно, сам факт допустимости существования этики как науки. Стремясь адекватно исследовать разнообразные этические концепции и разобраться в аргументах когнитивизма и нонкогнитивизма, метаэтика использовала понятия и представления общей философии и аксиологии, общей и социальной психологии, социологии, биологии и т. д. когнитивистский подход не ограничен одной только областью этики, он является одним из важнейших методологических принципов философии сознания в целом. Тем самым знание понимается не в узком смысле этого слова (как отражение реальности), но и включает в себя человеческие ценности, цели, нормы, предпочтения, интересы, волю, аффекты и пр. Реально в истории философии фактически господствовал когнитивизм, он представлялся непосредственным и самоочевидным, не требующем обоснования или формулирования [11] .

Нормативная этика [ править | править код ]

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев [11] .

Нормативная этика ставит своей целью поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, задаёт нормы поведения в повседневных жизненных ситуациях. Апеллируя к разуму, нормативная этика использует доказательство, довод, аргумент, этим она, в отличие от морализаторства, привлекательна для критически мыслящей личности, формирует нравственные убеждения. Рассуждения, осмысленно обосновывающие положения морали, превращают внешние для личности моральные нормы во внутренние чувства, мотивирующие поведение [9] .

Непререкаемость статуса моральных понятий и оценок осуществляется двумя основными путями — придания им либо сверхъестественного мистического, божественного смысла, либо естественно-объективного смысла [9] .

Нормативная этика может рассматриваться с двух позиций: когнитивистской и нонкогнитивистской. При этом с точки зрения нонкогнитивистской позиции нормативная этика рассматривается как элемент морального сознания и ей противопоставляется дескриптивная этика как знание о морали. С когнитивистской позиции нормативная этика не различается с моралью и, таким образом, является собственным объектом изучения, а понятия морали и знания о морали смешиваются [11] .

Прикладная этика [ править | править код ]

Прикладная (практическая) этика изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.

Разделы прикладной этики [ править | править код ]

  • Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности. В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.
  • Компьютерная этика
  • Медицинская этика
  • Профессиональная этика
  • Врачебная этика
  • Юридическая этика
  • Социальная этика
  • Политическая этика
  • Экологическая этика
  • Деловая этика
  • Типы этических концепций [ править | править код ]

    Существует большое число разнообразных этических систем, различающихся по их содержанию и обоснованию. Концепции гетерономной этики считают что, мораль имеет внешний по отношению к человеку закон, даваемый извне, например Богом. Религиозная этика, в том числе христианская этика, обосновывает мораль авторитарно, при этом Бог олицетворяет Добро, нормы нравственности выступают в качестве божественных заповедей и поэтому являются безусловно обязательными. Поскольку Бог нередко контролирует выполнение своих законов, воздавая каждому по заслугам, самоценность Добра и других моральных ценностей теряется, её заменяют угроза наказания или обещание награды [9] . Автономная этика предполагает, что человек сам создаёт свою нравственность, формальной этикой или материальной этикой ценностей. Абсолютная этика (моральный абсолютизм) считает моральные ценности существующими независимо от их признания, относительная этика (моральный релятивизм) рассматривает моральные ценности зависящими от деятельности человека. В зависимости от целей субъекта этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской [12] . Социальная этика — учение о нравственных отношениях и обязанностях, связанных с жизнью в обществе [13] . Контекстуальная этика считает, что принятие морального решения в данной конкретной ситуации зависит не от общих принципов и норм нравственности, а от условий данной ситуации, то есть от контекста.

    включайся в дискуссию

    Поделись с друзьями

    Большое значение играет внешний вид человека, однако его поведение важнее. От того насколько вы будете учтивы и вежливы с окружающими, будет зависеть ваш успех в том или ином деле, а также возможность добиться поставленных задач. В этой статье мы рассмотрим этические нормы, которых следует придерживаться.

    Особенности

    Этические нормы – это определенный свод правил, который определяет поведение при взаимодействии с окружающими людьми. Основная цель – сделать контакты приятными и более эффективными для всех. Если не соблюдать этикет, это не приведет к каким-либо наказаниям в виде уголовной или административной ответственности. Однако такое поведение будет порицаться окружающими. Важно помнить, что все наши действия характеризуют нас как личность.

    Наука о нравственности сейчас преподается не во всех учебных заведениях. Вот почему многие молодые люди грубые и бестактные, не знают как себя вести в различных ситуациях. Важно воспитывать современную молодежь в соответствии с этическими нормами.

    Выполнения правил этики можно добиться, когда каждый будет подавать хороший пример. Помните, что взаимодействие с вежливым человеком вызывает удовольствие. Диалог с грубияном, напротив, ощущение неприятия, и даже дискомфорт.

    К этическим принципам общения относится не так много правил: не повышать тон, не грубить своему собеседнику, проявлять внимание и слушать говорящего, не перебивать человека и другие.

    Предпосылки возникновения можно найти еще в трудах Аристотеля, который впервые употребил термин этика, а также определил мораль как систему ценностей для регуляции общественных отношений. Уже в те времена люди понимали важность и значимость этических норм и правил поведения для эффективной жизнедеятельности.

    Читайте также:  Аргановое масло для чего применяется

    Основные принципы:

    • возможность жертвовать чем-то ради другого;
    • устанавливать взаимодействия с окружающими в добрых традициях;
    • самокритичность к себе: имеется в виду ответственность и выполнение морального долга;
    • справедливое отношение к своему собеседнику и любой ситуации;
    • равноправие между людьми: человек, соблюдающий этические нормы, не будет себя ставить выше своего собеседника.

    Только с помощью искренности и открытости может возникнуть доверие между людьми, и тогда общение уже перейдет на другой более качественный уровень.

    Нравственно выстраивая свой диалог, вы сможете не только выглядеть привлекательно в глазах других людей, но и заслужить к себе уважение и доверие, а также наладить нужные контакты.

    Важные составляющие

    Мы уже разобрались, что этические нормы невозможны без таких важных составляющих, как мораль, этика, этический кодекс (применительно к разным профессиям).

    Здесь же можно отметить и золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Это понятие – основа всех принципов нравственности.

    Существуют и другие виды этического общения в зависимости от сферы: медицина, журналистика, делопроизводство и другие. Все они имеют свое содержание. Однако золотое правило – единая система, которая проходит через все нормы и принципы.

    Одной из составляющих норм этики является деловой этикет. Именно от него будет зависеть успех любого предприятия. Эффективное и верное взаимодействие людей в бизнесе позволит легче налаживать деловые контакты, правильно вести переговоры и, как следствие, заключать важные контракты. Главное – следовать основным правилам.

    В любой ситуации всегда стоит быть вежливым. Независимо от испытываемых чувств и эмоций, важно сохранять самообладание, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и впоследствии не пожалеть о своем поведении. Деловой этикет подразумевает соблюдение определенных правил в одежде, а также создание стильного внешнего вида.

    Важны этические нормы и в различных профессиях, например, в медицине. Для сестринского поведения можно выделить такие принципы, как гуманность, сострадание, доброжелательность, бескорыстность, трудолюбие и другие. Только руководствуясь этими составляющими, можно вести эффективную рабочую деятельность.

    Моральные нормы взаимоотношений

    Моральные нормы наших взаимоотношений не правовые. Однако это не означает, что их можно с легкостью нарушать. Если каждый начнет с себя, с осознания и совершенствования своего поведения, то станет возможным процесс построения гармоничного общества.

    Основная цель таких норм – проявление доброты в человеке. Нужно принимать тот факт, что душе требуется поддержание внутреннего доброго климата. Такие правила актуальны для любой деятельности людей, нарушение их ведет к негативным последствиям. Например, при активной информационной составляющей современного мира, когда есть доступ во всемирную паутину, можно найти и получить любую информацию. Какое-то недоброжелательное действие, увиденное подростком, может быть истолковано неправильно и принято за основу поведения.

    В качестве терапевтических мер следует проводить регулярные беседы со своими детьми. Кроме этого будет полезно ввести в школах предметы, которые будут способствовать верному направлению ребенка, как эффективно функционировать в обществе и при этом соблюдать этические нормы поведения.

    Этические нормы – это система общих ценностей и правил этики, которые соблюдают люди. Основной базой должны быть вежливость, корректность, тактичность, скромность в общении, точность и предупредительность.

    Выражая уважение к своему собеседнику – вы выражаете уважение к себе. Стоит помнить, что каждый человек – личность, которая заслуживает внимания, понимания, подобающего обращения.

    Правила этики

    Расположить окружающих к себе можно с помощью хороших манер и ответственного поведения. Соблюдение норм и правил этики поможет не только создать нужное впечатление при знакомстве, но и заслужить репутацию воспитанного и культурного человека. Далее разберем основные правила этики.

    • Такт или чувство меры. Вы должны знать, что следует сказать или сделать в определенной ситуации, а что запрещают нормы поведения. В этом случае будет играть важную роль ваша скромность. Не секрет, что эгоцентричные люди желают всегда привлекать внимание, участвовать во всех разговорах. Стоит отметить, что такту не учатся, однако можно развивать это чувство. Главное – желание и тренировка.
    • Стоит отметить и такт в одежде. Не обязательно следовать последним модным тенденциям. Важно просто одеваться со вкусом и быть опрятным. Это будет означать ваше внимание к собеседнику. Люди обычно ограничивают общение с неряшливым человеком.
    • Оценивайте свою манеру разговора. Стоит быть внимательным и чутким к собеседнику, чтобы не вызвать в разговоре тяжелые воспоминания, не задеть его неуместными шутками. Также не следует оскорблять человека. Будет считаться неприличным и шепот на ухо соседу. Во время активной дискуссии нельзя чересчур жестикулировать, разбрызгивать слюной.

    • Важно быть в любых моментах точным, избегать небрежности. Не следует заискивать и быть чересчур любопытным. Помните, что плохим тоном будет, если вы заглядываете в чужие документы или подслушиваете разговоры других людей. Не стоит человеку указывать на его недостатки в одежде или поведении. Если вас что-то волнует, то нужно высказать ему это наедине. Если вам помогли или оказали услугу, то стоит поблагодарить человека.
    • Важно уметь владеть собой. Подобающее поведение предполагает сохранять спокойствие в любой ситуации. Не стоит явно проявлять свой восторг или недовольство в определенный момент. Не надо демонстративно уходить, если подошел несимпатичный для вас человек. Также проявляйте заботу о других людях и помните, что преимущество имеют женщины перед мужчинами, пожилые люди перед молодыми, больные перед здоровыми людьми.

    Обществом поощряются те типы хороших манер, которые устанавливают варианты конструктивного общения в отличие от негативного поведения. Это относится к манере общаться, сидеть, двигаться и т. д.

    Подобные правила, регулирующие поведение, являются довольно эффективными. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек им следовал. Именно благодаря правилам поведения создается эффективное управление на производстве, оптимальное взаимодействие в коллективе служащих, учащихся, обеспечивается качественное выполнение всех задач.

    Таким образом, этические нормы регламентируют то поведение, которое позволяет каждому человеку принимать другого человека, эффективно существовать в обществе, добиваться целей.

    Примеры поведения

    Отрицание норм приличия является распространенным вариантом поведения в молодежной среде. Конечно, такая модель поведения не содержит противозаконное нарушение, а значит, не наказывается уголовно или с помощью административных штрафов. При этом все чаще в общеобразовательных учреждениях начинают уделять внимание вопросу этических норм.

    Молодежь должна впитывать ценности, которые им своим примером передают взрослые. Вот почему важно вести себя в соответствии с нормами и взрослым и детям. Примеры поведения характеризуются большим разнообразием.

    • Стоит помнить, что если вы виноваты перед человеком, то следует коротко извиниться, сказав слово «прости» или «простите, пожалуйста». Если вам нужно попросить об услуге, то нужно это делать вежливо и учтиво. Можно сказать «простите за беспокойство» или «будьте добры».
    • Что касается движений, то пусть они будут максимально естественны. Ходите твердо, размерено и равномерно. Проследите, чтобы руки не болтались безжизненно. Двигайте ими непринужденно и легко. Не стоит подпирать ими бока или держать их в карманах. Такое поведение является неприемлемым.
    • По тому, как человек сидит, можно говорить о его воспитании. Не стоит делать это вальяжно, небрежно откинувшись на спинку стула. Никогда не закидывайте ноги на стол, не раскачивайтесь на стуле, не сидите на нем верхом. Желаете положить ногу на ногу – это допустимо, однако нельзя, чтобы щиколотка доходила до колена другой ноги.

    • Особенностью поведения некоторых людей является плохая привычка очищать нос, оглушительно высмаркиваясь. Особенно это неприлично делать в местах, где много людей.
    • Не выдавайте свое плохое расположение духа. Лучше приветливо улыбнитесь. Также не следует гримасничать. Это будет выглядеть нетактично и неприятно для окружающих. Когда вы с кем-то разговариваете – смотрите собеседнику в глаза. Не следует делать это вызывающе или нагло, лучше будьте приветливы и скромны.
    • Не стоит тараторить или невнятно бормотать. Говорите твердо и уверено, не очень громко, но и не тихо, чтобы все ваши слова были понятны. Часто женщины стремятся проявить свою индивидуальность, произнося слова нарочито неестественно. Это стоит делать только в дружеской компании.
    • Особое внимание – смеху. Он не должен стать оглушительным, приковывающим внимание. Также не следует закрывать ладонями лицо. Это выглядит непривлекательно.

    Конечно, можно привести еще множество примеров, которые расскажут о подобающем или неподобающем поведении. Основной принцип понятен. Всегда старайтесь поставить себя на место другого человека, прежде чем скажете что-то или сделаете. Именно благодаря этическим нормам и правилам поведения можно не только улучшить свою репутацию, но и добиться успеха в достижении поставленных целей.

    Доброта спасет мир, а этические нормы помогут этому миру стать более привлекательным, сделать взаимодействие людей эффективным и приятным.

    О том, как правильно и красиво общаться, смотрите в следующем видео.

    Ссылка на основную публикацию
    Школьные туфли для девочек на каблуке
    Туфли Котофей цвет: черный, для девочек, размер 32 Туфли Котофей цвет: розовый, для девочек, размер 32 Minimen Туфли школьные 1369-14-8В-01...
    Чтоб мужчина не изменял заговор
    Молитва от измены мужа и заговоры от супружеской неверности — действенный способ обеспечить благополучие и спокойствие в семейной жизни. Обращения...
    Чтоб не пахла обувь потом
    Запах в обуви появляется по ряду причин, в течение жизни с такой проблемой сталкивался практический каждый. Человек стесняется разуваться вне...
    Шлак для ногтей фото дизайн на короткие
    Технологии присутствуют на сегодняшний день во всех сферах жизни. Не исключением стал и нейл-арт, где мастера также внедряют определенные технологические...
    Adblock detector