Индийская национальная одежда очень разнообразна и самобытна, даже в XXI веке, не смотря на влияние глобализации, в Индии многие носят национальный костюм, особенно в праздничные дни и на различных торжествах.
Индия – страна с богатой культурой и продолжительной историей. Начинающему путешественнику-исследователю культурного наследия Индии можно запросто «утонуть» в разнообразии исторических событий, традиций, видах искусства и религиях Индии.
Индия – страна множества культур. Древних, богатых и, несомненно, ярких. И исторический костюм Индии также многообразен.
Одежда индийцев может отличаться в зависимости от областей Индии – на Севере, Западе или же Юге Индии существовали различные традиции, в том числе влиявшие и на особенности ношения одежды, а также на декор костюма и украшения. Отличается костюм Индии и в зависимости от религии. Традиционная религия Индии – индуизм, на севере Индии живут мусульмане, также в Индии зародилась одна из мировых религий – буддизм.
Отпечаток на одежду накладывало и строгое деление общества Индии на варны – брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы) и шудры (слуги). Переход из одной варны в другую был запрещен, браки заключались только в рамках своей варны. Так, например, брахманы могли носить шкуру газелей и бамбуковые трости, в то время как вайшьи носили козлиные шкуры и трости, изготовленные из фигового дерева.
Основной тканью в Древней Индии являлся хлопок. Индия стала родиной данной ткани и продавала хлопок за рубеж с древних времен. Сначала в Древнюю Грецию и Древний Рим, затем в Средневековую Европу. В Средневековой Европе верили, что хлопок – это шерсть овец, которые растут на деревьях в далекой Индии.
Помимо хлопка индийцам также был известен лен и шелк. Ведь именно через Индию из Китая на Запад проходил Великий шелковый путь.
Национальный костюм Индии для мужчин
Мужчины Индии в качестве одежды с древних времен носили набедренную повязку дхоти. Дхоти делалась из однотонной или белой ткани, украшенной по бокам орнаментом. Длина такой набедренной повязки прямоугольной формы составляла от 2 до 5 метров. Дхоти оборачивалась вокруг бедер, а один ее конец пропускал между ног. Внешне данная одежда чем-то напоминала широкие штаны-юбку.
Сверху мужчины носили длинные рубашки с поясом, накидки и плащи. В древние времена на плечи накидывали шкуры животных. Позже в мужском костюме появятся штаны-шаровары и кафтаны. Кафтаны обязательно подпоясывались.
Еще один вид традиционной мужской одежды Индии – это саронг (можно также встретить названия лунги, мунду). Саронг – это одежда из хлопчатобумажной ткани, чем-то напоминающая юбку. Саронг оборачивался вокруг талии и был длиной до щиколотки. Саронг также могли носить и женщины, но в таком случае он оборачивался не вокруг талии, а вокруг груди.
Носили мужчины Индии и длинный пиджак шервани – одежда на подкладке, пошитая из плотной ткани. Шервани как вид одежды индийцев появился достаточно поздно – в XVIII веке, когда Индия уже зависела от Англии.
Сегодня шервани в Индии чаще всего надевают женихи на свадьбу. При этом с шервани носят брюки чуридар – широкие у бедер и сужающиеся к лодыжкам.
Традиционными головными уборами индийцев являлись тюрбан и чалма. Тюрбан – это головной убор из куска ткани, который многократно оборачивается вокруг головы и украшается жемчугом и брошами. Тюрбаны чаще всего делались из дорогой ткани. В Индии тюрбаны намачивались в воде и таким образом защищали голову от жары.
Также в Индии среди воинов появляется традиция носить тюрбаны огромных размеров. Такие тюрбаны скручивались из темно-синей ткани и были украшены серебристыми знаками воинов-сикхов.
И по сегодняшний день индийцы носят тюрбаны. Сегодня тюрбан в Индии может служить и свадебным головным убором.
Чалма – это также кусок ткани, обмотанный вокруг головы. Но в отличие от тюрбана чалма всегда небольшого размера, а также с непрямым нижним краем.
Женский национальный костюм в Индии
Что касается национального женского костюма Индии, то самым распространенным вариантом такого костюма являлось сари. И даже сегодня женщины Индии предпочитают носить сари, а не европейскую одежду. Сари также считается праздничной одеждой.
Женщина, дающая подаяние
Шакунтала
Сари – это длинный кусок ткани, длиной около восьми метров, который оборачивался вокруг фигуры, при этом один конец сари обязательно перекидывался через плечо.
Также женщины в Индии могли носить такую одежду, как лехенга-чоли (гагра-чоли, хагра-чоли, чания-чоли). Лехенга – это длинная юбка со складками. Чоли – кофточка с короткими рукавами, глубоким декольте и оставляющая открытым живот. С лехенга-чоли носили дупатту. Дупатта — накидка, которую в традиционном индийском костюме носили лишь женщины знатного происхождения. Сегодня лехенга-чоли может являться свадебной одеждой.
Радха и Мадхава
Девушка с тампурой
Еще один вариант костюма индианок – сальвар-камиз (шальвар-камиз). Данную одежду в Индии также носят и сегодня. Сальвар – это широкие брюки, сужающиеся к лодыжкам. А камиз – верхняя туника, закрывающая тело от плеч до бедер. Разновидностью сальвар-камиза является чуридар-камиз или же чуридар-куртка. Такую одежду предпочитают носить в Южной Индии. Чуридар – это штаны широкие на бедрах, у которых от колен собираются складки и затем они заворачиваются у лодыжек. Со штанами чуридар могут носить куртку длиной до колен.
Индийская одежда — совокупность всех видов одежды, которые производят и носят в пределах Индии, которые являются неотъемлемой частью индийской культуры и мира.
Одежда в Индии меняется от региона к региону и зависит от этнических, географических и климатических особенностей региона, а также от культурных традиций населяющих её народов. Исторически мужская и женская одежды развились из простых лангот (индийские набедренные повязки для мужчин) и обычных набедренных повязок до хорошо продуманных костюмов, которые окутывают всё тело, используемых не только для повседневного ношения, но и по случаю праздников, а также для исполнения ритуалов и танцев. В городах почти все слои населения носят одежду западного образца. Индийская одежда имеет великое разнообразие цветов и материалов. Цветовой код зависит от религиозных и ритуальных обоснований. Например, у индусов ношение белой одежды — это признак траура, а у парсов и христиан одежду такого цвета обычно надевают на свадьбу.
Содержание
История [ править | править код ]
Индийские исторические записи об одежде уходят своими корням в 5 тысячелетие до н. э. в Индскую цивилизацию, которая умела производить хлопчатую ткань. Во время раскопок были обнаружены костяные иглы и деревянные веретёна [1] . В древней Индии производство хлопчатой ткани было очень развито, и несколько способов её производства дошли до наших дней. Геродот — древнегреческий историк, описал индийский хлопок как «шерсть более красивая и добрая, чем сама овца» [2] . Индийская одежда из хлопка было очень удобна для сухого и жаркого лета субконтинента. Большинство знаний о древнеиндийской одежде идут от наскальных рисунков и скульптур горных пещер, таких как в Эллоре. На этих рисунках изображены танцоры и богини, одетые в дхоти, который является предшественником современного сари. Высшие касты носили одежду из муслина, расшитую золотыми орнаментами [3] . Индской цивилизации также был известен процесс производства шёлка. Недавнее исследование хараппских шёлковых ниток с бусинками показали, что шёлк был сделан благодаря процессу наматывания, который был известен только в Китае до ранних веков н. э [4] .
По словам древнегреческого историка Арриана [5] :
Индусы носили льняную одежду, как сказал Неарх, сделанную из льна, взятого из дерева. И этот лён был или белее других видов льна, или люди, будучи чёрными, делали его белым. У них были платья, которые имели разную длину: от колен до лодыжек и одежда, часть которой закидывали через плечо и покрывали голову. Более обеспеченные индусы носили серьги из слоновой кости. Неарх говорил, что индусы окрашивают свои бороды в разные цвета: некоторые могли быть белее белого, другие тёмно-синие, красного, фиолетового, зелёного. Люди любого класса имели зонтики, которые они использовали летом. Они носили туфли, искусно сделанные из белой кожи, и подошвы этих туфлей были разноцветными и высокими, чтобы те, кто их носит, казались выше ростом.
Около первого столетия н. э. в Индию вторгались как племена из Центральной Азии, так и персы, и греки, которые оказали огромное влияние на её культуру. В греко-буддистском искусстве особенно заметно индо-греческое влияние того времени. Будда изображался одетым в греческий гиматий, который является предшественником современного самгхати (saṃghāti), что является частью kasaya буддистских монахов [6] . Во времена империи Маурьев и государства Гуптов люди продолжали носить несшитую одежду как и в ведийские времена. Главными атрубутами одежды того времени были антарья (antariya), сделанная из белой хлопчатой ткани или муслина, которая подвязывалась в области талии перевязью, называемой каябандхой (kayabandh) и шарфом, называемый уттарья (uttariya), который использовался, чтобы накидывать на верхнюю часть тела.
Новые торговые маршруты, как по морю, так и по суше, стали причиной культурного обмена Индии со странами Центральной Азии и Европы. Римляне принесли в Индию цвет индиго для окрашивания тканей и хлопчатую ткань как предмет одежды. Торговля с Китаем по Великому шёлковому пути привела к появлению шёлковой ткани в Индии. Китай монополизировал торговлю шёлком и долгое время сохранял секрет его производства. Однако, эта монополия окончилась, когда, по данным легенды, китайскую принцессу, в головном уборе которой находились семена тутового дерева и шелкопряды, выдали замуж за короля Хотана (ныне — Синьцзян-Уйгурский автономный район) [7] . Из этого следует, что производство шёлка распространилось по всей Азии и к 140 году н. э., практически, было налажено в самой Индии. В Артха-шастре — трактате Чанакьи о государственном управлении, написанном в третьем столетии до н. э., кратко описываются нормы создания шёлковой ткани [8] .
В древней Индии существовало множество ткацких техник, многие из которых дошли до наших дней. В каждом регионе страны существовали свои способы производства шёлка и хлопка, благодаря которым получали ткань, чей стиль и внешний вид были уникальными для данного региона. Наиболее известными среди этих ткацких стилей были джамдани (jamdani), касика-вастра (kasika vastra) из Варанаси, бутидар (but >[9] .
Окрашивание тканей в древней Индии было как одна из форм искусства. В древней Индии существовало 5 простых цвета — суддха-варнас (suddha-varnas). Сложные цвета категоризировались по их оттенкам и назывались мисра-варнас (misra-varnas). Восприятие тонких оттенков было описано в древнеиндийском трактате Вишну-дхармоттара-пурана, в котором говорилось о пяти тонов белого цвета, каждый из которых имел своё название: слоновая кость, жасмин, августовская луна, августовское облако после дождя и ракушка [10] . Обычно использовали цвета индиго (nila), ярко-красный и жёлтый из сафлора красильного [11] . Техника протравы была распространена по всей Индии ещё со второго тысячелетия до н. э. [12] . Такие техники как окрашивание резиста и каламкари (kalamkari) были чрезвычайно популярны, а ткани, окрашенные в этом стиле, были одним из главных экспортных товаров Индии.
Неотъемлемой частью истории индийской одежды является кашмирская шаль. Разнообразие кашмирских шалей включает в себя шахтуш (shahtoosh) и пашмину (pashmina) (шерстяной платок). В английском языке шахтуш известен также как «ring shawl», а пашимну исторически называют «пашм» (pashm). Упоминания о шерстяных тканях, связанных с Кашмиром, идут ещё с ведийских времён: в Риг-ведах говорится о долине Синдх (Sindh), в которой разводили овец и о боге Пушане, который рассматривается там как «ткач одежды» [13] . Шерсть из той самой долины стала называться «пашмом» (пашм — им. п., ед. ч.). Шерстяные платки упоминались в афганских текстах третьего столетия до н. э., но ссылки на кашмирские работы были сделаны в XVI веке н. э. Султана Кашмира Zain-ul-Ab >[14] . Ктесий писал, что римский император Аврелиан получил пурпурный паллий от персидского царя, который был сделан из азиатской шерсти прекрасного качества [15] . Платки были окрашены в красный и пурпурный. Красную окраску производят из кошенили, а пурпурный получают, благодаря смешению красной и синий краски из индиго [16] . Наиболее дорогими кашмирскими платками являются джамавар (jamavar) и каника джамавар (kanika jamavar), которые сотканы с использованием катушек с окрашенными нитями, называемые кани (kani). На создание одного такого платка может уйти более 1 года и потребоваться от 100 до 1500 кани, в зависимости от степени сложности самой работы [13] .
В древние времена Индия торговала своими тканями с Китаем, Юго-Восточной Азией и Римской империей. В перипле Эритрейского моря упоминаются мальвовая ткань, муслин и грубый хлопок [17] . Такие портовые города как Мачилипатнам и Бхаруч стали широко известны из-за их производства муслина и других тканей отличного качества. Торговля с арабами, которые были посредниками в торговом маршруте «Дорога специй» между Индией и Европой, способствовала появлению индийских тканей в Европе, где они так были любимы королевскими монаршими дворами XVII—XVIII веков [18] . Голландская, Французская и Британская Ост-Индские компании боролись за монополию в торговле специй по Индийскому океану, но при этом существовала проблема, связанная с оплатой специй, которая осуществлялась в виде золота или серебра. Для решения этой проблемы в Индию были отправлены золотые слитки, которые использовались при торговле индийских тканей, большая часть которых была продана в обмен на специи в других торговых точках. Впоследствии, эти специи вместе оставшимися индийскими тканями были проданы в Лондоне. Индийские ткани такие, как ситец и муслин с рисунками, а также узорчатый шёлк, наводнили британский рынок, что позволило в то время британским текстильным мануфактурам скопировать на искусственных принтах индийские рисунки, тем самым уменьшив зависимость от индийского производителя [19] .
Британское правление в Индии и последующая первая неудачная попытка раздела Бенгалии стали причиной появления национально-освободительного движения Свадеши. Одной из главных целей этого движения было достижение самодостаточности и продвижение индийских товаров на рынке, бойкотируя британские [20] . Это было идеализировано в производстве кхади. Кхади и её продукция всячески поддерживалась национальными лидерами Индии в противовес британским товарам и рассматривалась как способ расширения возможностей сельских ремесленников [21] .
Традиционная одежда [ править | править код ]
Женская одежда [ править | править код ]
В Индии женская одежда имеет множество видов и тесно связана с местной культурой, религией и климатом.
Традиционной одеждой для женщин Северной и Западной Индии являются сари или гагра-чоли (лехенга-чоли), в то время как женщины в Южной Индии носят сари, а девочки патту-павадай. Сари, сделанное из шёлка, считается наиболее изящным. Мумбаи, раннее известный как Бомбей, — одна из модных столиц Индии. Традиционную одежду, как правило, носят в сельских районах Индии. Женская одежда сари — длинное полотно окрашенной ткани, которое драпируется в простые или причудливые кофточки. Маленькие девочки носят паваду. И сари, и павада очень часто имеют красивые узоры. Бинди — часть женского макияжа. Индо-западная одежда — это сплав западной и индийской субконтинентальной мод. Чуридар, дупатта, кхара-дупатта, гамуча, курта, мундум-нерьятхум и шервани среди прочих.
В Индии имеются чёткие различия между традиционной мужской и женской одеждой. Это особенно видно в сельских местностях, хотя в городах, из-за влияния западной моды, уже нет таких строгих отличий. Девочки до половозрелого возраста носят длинную юбку, называемую ланга (павада в Андхре) и короткую кофточку, именуемую чоли.