Уральские казаки одежда

Уральские казаки одежда

Наталья Низкодуб, 4 августа , 2018

ГОСТ:
Низкодуб, Н. С. Об одежде казачек Урала и Оренбуржья, или как влюбиться в «хвост» и «усы»… сарафана! [Электронный ресурс] / Н. С. Низкодуб // Свет станиц. 2018. № 8 (9). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/odk6, свободный. (дата обращения: 23.02.2020)

«…а она вышла к нему обряжена как следует, в азарбатном сарафане, в жемчужной поднизке, с монистами и жемчугами на шее, в черевичках, золотом расшитых — как следует девице хорошего отца-матери». [1, с. 239]

Казалось бы, 21 век окончательно избаловал нас выбором. Кажется, что можно подобрать что угодно и на любой вкус. Мы надеваем модное, дизайнерское, особенное, при этом резонно хотим оставаться собой. Но ещё чуть больше 100 лет назад всё это уже было? Или нет? Давайте, разберёмся.

Как и сейчас, на рубеже 19 и 20 веков казачки Урала и Оренбуржья хотели следовать моде. Хотя вера – многие из казаков этого региона были старообрядцами – напрямую влияла на сохранение в первую очередь традиционного вида женской одежды. Однако, трансформация деталей, материалов, добавление элементов городской моды шли неумолимо.

Исходя из анализов музейных и фотоматериалов, а так же благодаря описаниям современников и этнографов, можно утверждать, что в нашем регионе бытовали три разновидности комплексов женской одежды:

(нажмите на комплекс одежды, чтобы перейти к нему)

Комплекс женской одежды с сарафаном

Безусловно, самым древним из них был уральский сарафан. Часто в литературе и музейных описаниях этот тип сарафана называют косоклинным, но это не правильно: по крою данный сарафан не имеет клиньев вовсе.

Шился он чаще всего из дорогих шёлковых материалов: парчи, жаккарда и прочих. Особенностью, а так же визуальным отличием от сарафанки, являлось наличие широких позументов или галунов, которые вертикально расположены от шеи до подола. Галуны, нашитые спереди на подол сарафана, назывались «усами», а небольшой (или вполне приличных размеров, в зависимости от достатка хозяйки) шлейф позади – «хвостом». Сарафан со шлейфом так же назывался «сарафан с таском».

Семейное фото, г. Уральск.

Помимо позумента, уральский сарафан украшался дорогими пуговицами, что делало его еще наряднее.

Слева пуговицы украшенные зернью, справа двуцветный позумент с сарафанов уральских и оренбургских казачек.

Позумент изготавливался из металлизированной золотой или серебряной нити с применением бити (тонких металлических полосок). Из них же нередко делался и роскошный пояс для сарафана.

На уральской казачке традиционный золотный пояс.

Читайте также:  Блонд с розовым отливом
Сарафан на рубеже 19 и 20 веков стал уже исключительно праздничной одеждой, которую надевали в самые важные даты: свадьбу, первопрестольные праздники.

Комплекс женской одежды с сарафанкой

В отличие от сарафана, сарафанка могла быть и праздничной, и обиходной. Её отличал крой и простота материалов, а так же отсутствие галуна. Однако, праздничные сарафанки часто шились из шёлка.

Для того, чтобы сразу понять отличие, можно взглянуть на фото семьи Санковых Сакмарского района Оренбургской области: женщина справа в традиционном уральском сарафане, остальные в сарафанках.

Семья Санковых, Сакмарский район, Оренбургская область. Фото начала 20 века.

Праздничные сарафанки часто обшивались кружевом несколько выше подола и красиво вышивались машинной стёжкой на спинке.

Сарафанка из Оренбургского Губернаторского Историко-Краеведческого музея.

Оба комплекса одежды объединяли так называемые «рукава», которые надевались под сарафан или сарафанку.

Праздничные шились из нарядных шелков и украшались полосой позумента. Но основная часть – «станушка», скрытая одеждой – всегда была из простых тканей, чаще всего хлопка.

Рукава из Оренбургского Губернаторского Историко-Краеведческого музея.

«Городская мода»

Даже «городская мода», различного вида парочки, кофты и юбки претерпели изменения согласно местному вкусу. Чаще всего они в праздничных вариантах шёлковые и яркие. Юбки дополнены полосами кружев как на сарафанках. Надеты аксессуары, которые используются только на Урале и в Оренбуржье (кардонки с ширинками, вышитые манжеты и прочее)

Свадебное фото невесты, Сакмарский район, Оренбургской области, начало 20 века.

Особую роль в одежде нашего региона играл цвет. Вы наверняка заметили, что богатые праздничные варианты одежды из шёлка у нас обязательно яркие. Местный цветотип (набор цветов) одежды почти не знает исключений. Не были такими разве что возрастные варианты одежды. Чем ближе девушка была к браку — тем ярче была её одежда, которая потом достаточно долго таковой и оставалась уже в браке. Лишь с исходом лет эта яркость терялась.

И хотя старинные фото не дают нам представление о цвете, мы можем любоваться согласованностью деталей костюма и на них:

Фото девушек-казачек, Оренбургская область, начало 20 века.

А за наблюдением прекрасных сочетания ярких цветов, богатой отделки и благородного шёлка предлагаю отправится, например, в Оренбургский Губернаторский Историко-Краеведческий музей и влюбиться вместе со мной в невероятные сарафаны и сарафанки.

Фото экспозиции выставки Оренбургского Губернаторского Историко-краеведческий музей.

  1. Железнов, И. И. Сказания уральских казаков / И. И. Железнов. — Оренбург : Оренбургская кн., 2006. — 495 с. : портр., факс.; 22 см.; ISBN 5-94529-022-X (В пер.)
Читайте также:  Какой недорогой шампунь хороший

ГОСТ:
Низкодуб, Н. С. Об одежде казачек Урала и Оренбуржья, или как влюбиться в «хвост» и «усы»… сарафана! [Электронный ресурс] / Н. С. Низкодуб // Свет станиц. 2018. № 8 (9). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/odk6, свободный. (дата обращения: 23.02.2020)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Красочная презентация выполнена для обучающихся с нарушением слуха, отлично отражает историю костюма, реализацует ту часть программы в которой рассматривается вопрос национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

Содержимое разработки

учитель СБО школа-интернат №35.

Традиционная женская рубаха.

  • Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма.

«Сарафан» — термин восточного происхождения он первоначально обозначал «одетый с головы до ног.

  • Сарафан уральских казачек был глухим и косоклинным.

Очень часто сарафан подпоясывался.

  • Пояс к сарафану делали из позумента металлической нити и кистей.

  • Богатые казачки носили дорогие штофные сарафаны.

Рогатую кичку носили молодые, замужние женщины, меняя её в старости на безрогую

  • КИЧКА — 1) старинный го­ловной убор казачек; делал­ся на твердой основе в форме лодочки,. А.И. Ригельман описывает с натуры: «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными в поверх оных высокие кичи с сороками, на подобие большой трехугольной лопа­ты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные унизаны доро­гими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисей­ною и флеровою фатою с распущенными сзади конца­ми». «У простых и небога­тых в верховых станицах жены носят с двумя рожка­ми посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и простой бумаж­ной пряжей». Профессор М.А. Мил­лер рассказывал, что простой рогатый головной убор Казачки делали, положив по­перек темени дощечку и по­вязав ее сверху платком.

Женские головные уборы второй половины 19 века:

  • Девичий – лента;
  • Замужней женщины- платок;
  • Старой женщины- колпак , связанный из шёлковых или бумажных ниток, поверх него надевали платок.

  • Рубаха.
  • Пиджак с жилетом.
  • Военное пальто.
  • Штаны с широкими лампасами.
  • Фуражка или папаха.

Нижняя мужская рубаха . Традиционная мужская рубаха имела туникообразный покрой .

Нижняя рубаха была белая с прорезью посередине или на левой стороне груди .

Пальто подпоясывалось ярким кушаком из шерсти, концы свивались сзади .

Изображение богини в рогатой кичке.

  • Изображение богини в рогатой кичке.
  • Изображение богини в рогатой кичке.
  • Изображение богини в рогатой кичке.
  • Изображение богини в рогатой кичке.
  • Вышивка на древних костюмах имела символическое значение.
Читайте также:  Джинсовая блузка с чем носить

Изображение священных птиц.

Городская одежда второй половины 19 века

  • Во второй половине 19 века городская одежда почти полностью вытеснила традиционный костюм.
  • Женщины носили юбки с кофтой и платье.
  • Женщины носили юбки с кофтой и платье.
  • Женщины носили юбки с кофтой и платье.

Во второй половине 19 века мужчины носили в основном военную форму .

Куклы в народных костюмах №97. Праздничный костюм уральской казачки.

Номер в России выходит 30 октября 2015. Кукла ВЫШЛА.

Основные виды женского костюма уральских казачек в XIX – начала XX вв. следующие: сарафан с рубахой, юбка с кофтой и платье.

Шилась женская одежда обычно из покупных тканей: ситца, сатина, бязи, бархата, шерсти, сукна.

Рубаха состояла из двух частей – «рукавов» и «стана» («полустанка»). Нарядные рукава шились из дорогих тканей, более яркой расцветки, чем сарафан.

Сарафан был основным видом одежды уральских казачек в XVII – первой половины XIX вв. Старинные сарафаны имели своеобразный покрой – в виде полукруга из трёх горизонтально сшитых полотнищ («круглый сарафан»). Верх спинки сарафана («горб») собирался в несколько круглых складок – «боров». Проймы, горловина, передние полы и застёжка обшивались позументом. Такие сарафаны передавались по наследству и до сих пор они хранятся как семейная реликвия.

Другой вид сарафана – косоклинный. Уральцы-старообрядцы считали «подходящим к закону» лишь косоклинный сарафан.

В первой четверти XX в. получили распространение «сарафанка» и «юбка с лифом» (отрезная «сарафанка»).

Комплекс «юбка с кофтой» появился под влиянием городской моды в начале XX века.

Платье в это время было менее распространено, носили его молодые горожанки.

Основным головным убором девушки-казачки была «перевязка» – широкая лента или шарф, которые обвязывались вокруг головы. Ее украшали позументом, бисером, вышивкой золотой битью.

«Перевязка» молодой замужней женщины крепилась на голове особым способом, оставляя часть волос открытой. Её носили с «волосником» или «кардонкой» – невысоким обручем из плотного картона, обшитого тканью.

Женский головной убор представлял собой сложный комплекс из «кокошника» (разновидности повойника) и подкокошника (кички). Кокошник называли «сорокой».

В конце XIX в. женский головной убор претерпел сильные изменения под влиянием городской моды. Терминология основных частей головного убора совпадает с названиями, известными у русского населения смежных районов.

Ссылка на основную публикацию
Украшения из янтаря картинки
Янтарь – ископаемая смола. Янтарь – золотистый, матовый и прозрачный, горючий, способен электризоваться при трении. Но это далеко не всё...
Топ с вырезом на груди
Информация о товаре Топ размера плюсASOS DESIGN Прекрасный вариант для дневного образа Однотонная модель Глубокий вырез Короткие рукава Классический крой...
Топ с широкими рукавами
-Рубрики .МАШИННОЕ ВЯЗАНИЕ (574) Для детей (52) Программы для вязания (1) Для женщин (161) Азбука вязальной машины (288) Для мужчин...
Украшения из сапфира фото
Сапфир💎– драгоценный камень, один из видов минерала под названием Корунд. С древнеиндийского название камня означает «любимый Сатурном», а в Древней...
Adblock detector