Узбекские национальные костюмы

Узбекские национальные костюмы

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Особенности узбекского национального костюма

Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности.

Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.

Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен.

Для вышивки золотом использовались только благородные материалы, такие как шелк и бархат. Узоры вышивались в основном на растительную тематику, редко встречался и геометрический орнамент в золотошвейных нарядах.

При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь. В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром.

Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду.

По цветам женского наряда можно было судить и о статусе мужей. Зажиточные узбеки одевали своих жен в голубые или фиолетовые наряды, жены ремесленников носили зеленую одежду.

Еще одной характерной чертой для узбекских традиционных нарядов является выбор богатых тканей для пошива – бархата и вельвета.

А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Традиционными предметами мужского гардероба в Узбекистане всегда были рубахи разного фасона и халаты, которые подвязывали поясами. Внизу узбеки носят штаны и сапоги из кожи. Голову в Узбекистане обязательно должны покрывать не только женщины, но и мужчины, что связано с исламской религией.

У мужчин для этих целей используется чалма или тюбетейка.

Одежда

Рубаха для повседневной носки называется куйлак. Изначально такая рубаха была длинной и была ниже колен, но позже фасон сменился, и рубаха стала стандартной длины. Фасон горловины имел две интерпретации: в первом случае у рубахи имелся вертикальный разрез, к которому пришивался ворот; во втором случае в зоне воротника имелся горизонтальный разрез, доходящий до плеч.

Штаны под названием иштон были абсолютно лишены дополнительных декоративных и функциональных элементов. Длина таких штанов, напоминающих шаровары, доходила до щиколоток.

Мужской халат носит название чапан и имеет единый фасон для всех возрастов и статусов, который не менялся долгое время. Для разных сезонов года существуют свои разновидности халата – тонкий летний халат, халат с подкладкой для межсезонья и теплые ватные халаты для холодного времени года. По бокам халата имеются вертикальные разрезы для удобства перемещения.

В качестве декоративных элементов используется тесьма и материя другого цвета, которые пришивают по краям халата и на рукава. Для застегивания халата имеются завязки. В качестве пояса в национальных узбекских мужских костюмах используется кушак. Он представляет собой сложенный в треугольник платок из хлопка или шелка.

Цвет кушака, который имеет название бельбог, всегда выбирали ярких и контрастных оттенков, чтобы он выделялся на одеянии мужчины.

Головной убор

В качестве головного убора мужчины в Узбекистане традиционно носят кулох или тюбетейку-дуппи. Наиболее популярной среди всех тюбетеек является головной убор обитателей Ферганской долины. Ее отличительной особенностью является вышитый белыми нитями на черном фоне интересный растительный орнамент.

На сегодняшний день в Узбекистане пользуются большим спросом бархатные или хлопчатобумажные тюбетейки синего, черного и темно-зеленого цветов.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.

Еще одним украшением узбекских красавиц с древних времен являются налобные украшения.

Одежда

Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.

Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.

В женском варианте национального костюма разновидностей верхней одежды немного больше, чем у мужчин. Так женщины могут носить халаты такого же кроя как мужской чапан.

В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.

Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.

Головной убор

В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову

В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.

Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.

Читайте также:  Магазин где принимают старые вещи

Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.

Роль национального костюма в наши дни

В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.

Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.

Национальный костюм – важная часть культуры любого народа. По стилю одежды, тканям, из которых он выполнен, рисункам и узорам можно много узнать о жизни, обычаях и истории народа.

Узбекский костюм не является исключением из правил. Основные особенности его зародились в древние века. Он отражает национальную специфику, культуру и богатую историю этой азиатской страны. Большое значение на формирование стиля и видов одежды оказал ислам. Одежда должна была быть свободной и прикрывать все тело человека. И, конечно же, особенности климата тоже сыграли большую роль.

Особенности узбекского национального костюма

Хотя стиль национальной одежды жителей Узбекистана формировался под воздействием общих исламских тенденций, узбекский костюм имеет ряд отличительных особенностей, отражающих специфику региона и культуру страны. Сейчас традиционную одежду надевают по праздникам, но в кишлаках люди старшего возраста носят ее постоянно. Узбекская одежда для мужской половины жителей государства состоит из чапана – халата с поясом, рубашки – куйлака, шароваров и тюбетейки. Женский комплект включает в себя платье-тунику и шаровары. Голову женщины покрывают платком, чапаном или надевают тюбетейку.

Цвета и оттенки

В изготовлении одежды используется ткань разных цветов, кроме темных оттенков синего и черного. Считается, что эти цвета притягивают неудачу. По цвету костюма можно определить не только область проживания человека, но и его социальный статус. Богатые люди предпочитали голубые и фиолетовые оттенки. Одежда простолюдинов была в основном зеленого цвета. Как и в других мусульманских странах, женщины Узбекистана обязательно носили паранджу – длинный халат с сеткой, закрывающей лицо. Лишь с приходом советской власти представительницы женского пола сняли паранджу, заменив ее на тюбетейки или платки.

Ткани и крой

Отличительная особенность узбекского костюма – яркие красочные узоры на ткани. Узбекские ткани для пошива одежды – это хлопок, атлас, бархат и вельвет. Для теплого времени года изделия изготавливались с шелковым подкладом, а для зимы делали толстую подстежку. Крой узбекской одежды очень простой, причем он одинаков для мужских, женских и детских изделий. Вещи сшивали из кусков ткани без выкроек. Халаты, туники и тюбетейки обязательно украшали вышивкой. Повседневные вещи вышивали хлопчатобумажными или шелковыми нитями. Состоятельные люди использовали вышивку золотом на всех видах одежды. Искусная вышивка золотыми нитями – отличительная особенность узбекской одежды. Вышивали также тюбетейки и даже обувь. Для создания рисунка использовались растительные или геометрические мотивы.

Женские платья и шаровары шьют из натуральных тканей. Узбекский атлас прекрасно держит форму изделия, не вызывает раздражения на коже и очень красив. Все ткани имеют неповторимый узбекский орнамент. Особую популярность у модниц во всем мире получили платья, изготовленные из адраса. Это ткань, состоящая из хлопка и атласа в равных пропорциях и выполненная по технологии «ИКАТ». Эта сложная технология выполняется вручную и представляет собой обвязывание пучков нитей для окрашивания их в разные цвета.

Вещи из атласа носила лишь богатая часть общества. Для простого народа шили халаты, нательное белье и рубахи из хлопка.

Узбекские халаты очень популярны в мире. Их изготавливает из хлопка или атласа, и поставляют во многие государства мира. Красивый орнамент и прекрасное качество ткани обеспечивают узбекским изделиям большую популярность.

Современные тенденции

На протяжении многих веков национальная узбекская одежда оставалась консервативной. Лишь в последнее время женские платья в Узбекистане претерпели изменения. Появилась кокетка в фасоне, рукава стали изготавливать с манжетами, присборенными снизу. Модницы шьют приталенные фасоны платьев с воротниками-стоечками.

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Главный предмет мужского гардероба – чапан – это стеганый халат, не имеющий пуговиц, и который обязательно подвязывают платком. Под чапан мужчины надевают прямую рубаху и шаровары, зауженные книзу – иштон. Обувью служат кожаные сапоги. И обязательный предмет узбекского гардероба – тюбетейка. В холодное время популярностью пользуются каракулевые шубы и полушубки. Узбекистан – родина каракуля. В Бухаре еще в VIII веке вывели особую породу овец с тонким бархатным мехом, являющимся сырьем для меховых изделий. Каракулевые шубы имеют огромный спрос на рынке из-за красоты, теплоты, изящности и легкости.

Одежда и головные уборы мужчин Узбекистана

Головным убором у сильной половины населения Узбекистана, как и других азиатских стран, служат тюбетейки. Их носят и женщины, и дети, и старики. У них тюбетейки отличаются от мужских. Для мужчин головные уборы изготавливают черного, синего и темно-зеленого цвета и обязательно украшают орнаментом. Чаще всего это вышивка белыми или цветными нитями. Материалом служит бархат или хлопок. Классическая тюбетейка обычно черного цвета с вышитыми белыми растительными узорами и имеет 4 грани с конусом сверху.

В каждой области страны этот головной убор имеет свои особенности. Тюбетейки отличаются по высоте и нанесенным узорам. У узбекских мужчин обычно есть несколько тюбетеек. Для праздничных моментов надевают расшитые золотом уборы. Сейчас редко встретишь в городах человека в тюбетейке на улице в обычный день. Но для праздника – это непременный атрибут национальной одежды, как и узбекский халат – чапан. Мужской халат шьется одного фасона для мужчин всех возрастов. Он прямой, с рукавами и разрезами по бокам. В качестве украшения используется тесьма и вышивка. Для разного времени года существуют легкие, утепленные и теплые стеганые халаты. В качестве подвязки используют бильбог – платок, сложенный в виде треугольника. Цвет его должен быть ярким и отличаться от цвета чапана. В праздничные дни мужчины подпоясываются бархатными кушаками, расшитыми бисером и золотом.

Читайте также:  Красивое поздравление заведующей с днем рождения

Аксессуары и обувь мужчин Узбекистана

Мужская половина страны носила туфли на высоком каблуке с приподнятым кверху носком. Они назывались кавуш. Кроме них, мужчины надевали коричневые или желтые сапоги, изготовленные из мягкой кожи барана или козла. Богатые узбеки украшали обувь вышивкой из золота. Простой народ носил ичиги – сапоги без каблука с мягкой подошвой. У такой обуви есть еще одно название – махси. Их надевали вместе с кавушами, которые при входе в помещение снимали, оставаясь в ичигах. Такие сапоги продолжают изготавливать, и они пользуются спросом. Среди мужских аксессуаров в Узбекистане самыми главными являются тюбетейка и бильбог, которые подбираются в соответствии с ситуацией.

Кавуш

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

В комплект женской одежды входило платье – куйлак и шаровары – лозим. Платья были прямого фасона с длинными рукавами, скрывающими кисти рук. Под платье представительницы слабого пола обязательно надевали шаровары. Они широкие у талии и узкие внизу, украшены тесьмой.

Одежда и головные уборы женщин Узбекистана

Непременным атрибутом женской одежды вплоть до октябрьской революции была паранджа. Это длинный и очень плотный халат без рукавов, который надевается на голову и скрывает полностью фигуру и лицо женщины. А чтобы она могла дышать и хоть что-то видеть, в районе лица вставлялась сетка из конского волоса. Носить паранджу должны были все представительницы женского рода с 9 лет. Для девочек они изготавливались из недорогих тканей красного цвета. Женщины носили паранджу других цветов. Изначально эти изделия были без украшений. Потом все чаще на них стали появляться вышивка, стразы, бисер. Сейчас этот предмет женского гардероба можно увидеть лишь в музеях.

Самый главный предмет в женской одежде – это платье. Узбекские платья представляют собой длинную тунику с рукавами. Традиционно они имели прямой фасон, но сейчас изготавливаются и более узкие с обозначенной линией талии.

Материалом для женских платьев служит атлас красивой расцветки. Праздничные варианты украшаются золотой или серебряной вышивкой. Голову женщины покрывают платком или надевают тюбетейку. Часто используют по два платка: один сворачивают в виде шарфа и обвязывают им лоб, а другой набрасывают на голову.

Аксессуары и обувь женщин Узбекистана

Обувью узбекских женщин были полузакрытые кожаные или замшевые туфли на маленьком каблуке с узкими носами. Когда на улице было прохладно, их надевали поверх ичигов – мягких кожаных сапожек. В XX веке молодежь стала носить сапоги и полусапожки на высоком каблуке с расшитыми красивыми узорами на голенище.

К самым популярным женским аксессуаром можно отнести узбекские платки, которые нередко тоже вышивали золотом. Женщины Узбекистана всегда носили ювелирные украшения в виде колец и браслетов из золота и серебра, которые не возбранялись исламом. На них наносились обереги, защищающие семью женщины.

Роль национального узбекского костюма в современное время

В наши дни большинство жителей государства предпочитает носить европейскую одежду. На улицах городов редко встретишь человека в национальной одежде, но в кишлаках многие пожилые узбеки до сих пор носят традиционные наряды.

Однако в дни праздников многие надевают национальные костюмы. Ни одно праздничное мероприятие в республике не обходится без песен и танцев. Узбекские танцевальные костюмы яркие и красивые, прекрасно демонстрируют культурные традиции Востока. Здесь свято чтут народные устои и обычаи. Многие предметы одежды в Узбекистане изготавливают из национальных тканей с использованием современных видов кроя и фасонов. Мода в стране умело сочетает новые тенденции и старые традиции. Национальные узоры используются в вечерних нарядах и в одежде на каждый день.

Сейчас стало модным проводить свадебное торжество в национальных костюмах. Невесте шьют платье из хан-атласа, поверх него надевается расшитая национальным орнаментом жилетка, а сверху – шелковый халат. На голову узбекская новобрачная надевает кокошник с прикрывающей лицо вуалью. И обязательно наряд дополняют золотые украшения. Причем чем их больше, тем лучше. Считается, что они служат оберегом от сглаза.

Узбекистан – страна, в которой трепетно относятся к традициям и своей культуре. Использование национальной одежды в быту, сохранение узбекского колорита в современных стилях и фасонах одежды еще раз это подчеркивает.

Дата публикации: 12.06.2016 2016-06-12

Статья просмотрена: 1708 раз

Библиографическое описание:

Отамуродов Д. О., Асланова З. Р., Ибрагимова И. З. Художественные особенности узбекского национального костюма // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 985-988. — URL https://moluch.ru/archive/116/31255/ (дата обращения: 14.03.2020).

Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.

Развиваясь о общем русле одежды оседлых народов Мавераннахра, в то же время имеет многие самобытные и неповторимые черты. Так, например, всемирной славой пользуется искусство золотого шитья, к началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. Согласно преданиям золотое шитьё знали в Согдиане еще до появления шелка. Но особенно широкое распространение получило оно в XIX — начале XX веков.

Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды. Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко можно встретить людей в национальной одежде, сегодня ее надевают на традиционные праздничные мероприятия, но в сельской местности она все еще служит частью как повседневного, так и выходного наряда.

Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор — тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.

Читайте также:  Сумка бохо кожаная

Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком. Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра. В сурхандарьинском регионе больше предпочитали цвета красных оттенков как символ достатка. Узор вышивки выбирался не случайно. Он всегда имел либо магическое, либо практическое значение. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме это своего рода оберег. Одежду из тканей тёмно-синих, черных цветов из-за суеверия не носили ни в одном регионе Узбекистана. Согдийские узоры сохранили в себе влияние зороастризма. Цвета в этом регионе подбирались исходя из положения в обществе. К примеру, превалирование голубых и фиолетовых оттенков в женском платье говорило о высоком положении мужа, а зеленоватые мотивы часто использовали крестьяне и ремесленники.

Обувь состояла из махси (ичиги — красивые сапожки без задника, с мягкой подошвой, без каблука) и сапогов из грубой кожи или резины. Это была очень удобная и теплая обувь, которая и по сей день пользуется авторитетом.

Национальная одежда представительниц прекрасной половины человечества состояла из платья — куйлак и шаровар — лозим. Платья шились прямыми, примерно по щиколотку длиной, иногда расширяющимися к низу. Рукава одежды по правилам тоже были длинными, скрывающими кисти рук. И только к концу XIX века фасон кроя был несколько модернизирован, появилась отрезная кокетка на груди, стоячий воротничек и манжеты. Было разрешено более смелое использование цвета в пошиве женской одежды, которая тут же засияла яркими шелками и знаменитыми хан-атласами.

Традиционным дополнением костюма были широкие легкие женские штаны — шаровары, которые одевались под платье, их низ, выглядывающий из-под подола, нередко оторачивался цветной тесьмой — джияком.

После «раскрепощения женщин Востока» в двадцатые годы прошлого века и отмены паранджи, узбечки в качестве головного убора стали использовать платок. Иногда их надевали по два на голову. Один сворачивался и завязывался как повязка на лоб, а второй накидывался сверху. К двадцатому веку в широкий обиход женщин также вошла тюбитейка-дуппи, правда для женского гардероба она делалась меньшего размера и цветной, да и орнаменты были более разнообразными.

Праздничные одежды женщин и мужчин также не отличались многообразием кроя. Но в отличие от повседневной, торжественная одежда шилась из дорогих материалов — бархата, парчи, делалась богатая вышивка. По традиции женский наряд дополнялся украшениями, которые не возбранялись исламом и использовались в полной мере. Золотые и серебряные серьги, подвески, браслеты и кольца, выполненные в виде туморов — оберегов или несшие традиционный восточный узор, все было сделано для того, чтобы подчеркнуть семейное положение и статус женщины. Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в XIX в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата — чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат — чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар — широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т. д.

В последнее время одежда узбеков претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые узбекские вышивки и вышитая одежда, работы по металлу и драгоценным камням, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения.

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка — твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив «бодом» — символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор «илон изи» (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

  1. Турсуналиев К. Каталог вышивок Узбекистана XIX-XX вв. Ташкент, «Фан», 1976.
  2. Садыкова Н. С. Национальная одежда узбеков (XIX-XX века). «Шарк», Ташкент, 2003.
Ссылка на основную публикацию
Топ с вырезом на груди
Информация о товаре Топ размера плюсASOS DESIGN Прекрасный вариант для дневного образа Однотонная модель Глубокий вырез Короткие рукава Классический крой...
Тату бусы на руке
Татуировки, эскизы, надписи и их значения Принцесса Укока, мумия которой была найдена при археологических раскопках на Алтае, стала свидетельством того,...
Тату кошка на бедре
Сегодня речь пойдет о символе, о котором действительно есть, что рассказать. Ведь значение тату кошка на самом деле можно различаться...
Топ с широкими рукавами
-Рубрики .МАШИННОЕ ВЯЗАНИЕ (574) Для детей (52) Программы для вязания (1) Для женщин (161) Азбука вязальной машины (288) Для мужчин...
Adblock detector